Вратарь пяти континентов
Легионеры в бразильском футболе – вещь довольно редкая Если же легионер появляется не в «Коринтианс» или «Гремио», а на уровне полупрофессиональных чемпионатов штатов, это уже совсем необычно. И само собой, если клуб «Атлетико Херманн Айхингер», выступающий в первенстве штата Санта-Катарина, вдруг взял и подписал в 2008 году 35-летнего немецкого вратаря Лутца Пфанненштиля, у этого должен был быть некий потаенный смысл. Бразилец в чемпионате Монголии или Судана никого не удивит, но чтобы европеец поехал играть на родину Пеле, у него должна быть на это веская причина.
И действительно, Пфанненштиль не просто так оказался в Бразилии, а с вполне конкретной целью. В результате этого перехода он стал первым в мире футболистом, поигравшем во всех частях света, кроме Антарктиды. «Атлетико» стал в его карьере примерно 23-м клубом, сейчас Лутц играет в 24-м, норвежском «Флеккерёе». Нельзя, впрочем, поручиться, что он не переехал вчера в поисках новых впечатлений, скажем, на Карибы или в Непал.
Начиналась карьера Пфанненштиля совершенно стандартно, более того, перед ним маячили неплохие перспективы. Уроженец идиллического Цвизеля, курортного городка в центре баварских лесов, играл в юношеской команде самой мюнхенской «Баварии», привлекался в сборные Германии своего возраста. Не пригодившись своему суперклубу, Лутц вернулся в родные леса и два года отыграл в ландеслиге (пятый дивизион) за «Кетцтинг». Казалось бы, на этом можно было и закончить. Пфанненштиль вполне мог продолжать играть, если использовать наши реалии, на первенство района, тренировать детей, получать параллельно высшее образование и постепенно начинать заниматься отвлеченными от футбола вещами. Так поступают практически все. Немцы, вообще говоря, не самая путешествующая нация. Но если уж у кого-то из них в крови просыпаются гены Гумбольдта, то обычным туризмом дело не обойдется. Каким-то образом на Лутца вышли представители малайзийского «Пенанга» – и в результате вратарь решил принять их приглашение.
И понеслось. Меняя иногда по три команды в год, Пфанненштиль, казалось, ждал первого предложения своих агентов, чтобы переехать как можно дальше. Неразборчивость голкипера просто поразительна: похоже, ему было все равно, играть ли в английской премьер-лиге за «Ноттингем Форест», в шестом английском дивизионе за «Брэдфорд ПА» или знакомиться с особенностями местного футбола в Албании или Армении.
Подведем промежуточные итоги (заканчивать карьеру Пфанненштиль пока не собирается). В Германии Лутц выступал за «Баварию» (юношескую команду), «Кетцтинг», «Бюргхаузен» и «Чам». В Англии – за «Ноттингем Форест», «Уимблдон» и «Брэдфорд ПА». Помимо этого, в Европе он играл за бельгийский «Сент-Труйден», мальтийский «Хамрун Спартанс», албанскую «Влажнию», финские «Тампере» и «Хаку», норвежские «Бэрум» и «Флеккерей», а также был играющим тренером в армянском «Бентоните». Лутц формально числился одно время на контракте в «Милане», скауты которого обнаружили удивительного вратаря во второй норвежской лиге, но поиграть в своей карьере за топ-клуб ему оказалось не суждено.
В Азии вратарь защищал ворота малайзийского «Пенанга», сингапурских «Гейланг Юнайтед» и «Сембаванг Рейнджерс». В Африке провел полсезона за «Орландо Пайрэтс» из ЮАР. В Северной Америке поиграл за «Калгари» и «Ванкувер Уайткэпс», в Новой Зеландии выступал за «Отаго» и «Данедин Текникал». Про Бразилию уже было упомянуто в начале. Если в обозримом будущем в Антарктике решат учредить футбольную лигу, то имя одного из ее лучших голкиперов можно будет назвать заранее. До России Лутц, правда, так и не добрался, зато в свое время чуть было не переехал на Украину.
Ко всему прочему, Пфанненштиль не был чужд и тренерской работы. В ряде клубов он был играющим тренером, в Армении еще и спортивным директором. С января по июль 2008 года Лутц числился тренером вратарей сборной Кубы, в этом же качестве успел поработать в Узбекистане и в английском «Фулхэме». Нужно ли говорить, что с образованием у него тоже все в порядке: в 2002 году Лутц защитил диплом в области спортивного менеджмента.
Впрочем, если бы события в жизни Пфанненштиля сводились к банальным подписаниям контрактов, перелетам и вопросам «Где здесь выдают зарплату?», в Голливуде вряд ли бы стали выкупать права на экранизацию его биографии. Одним из самых сильных футбольных впечатлений Лутца стало выступление в составе «Гейланга» в азиатской Лиге Чемпионов. Приехав в Тегеран и появившись на поле под дикий шум ста тысяч обезумевших иранских фанатов, недавний деревенский любитель почувствовал, по собственным словам, «как будто вышел играть перед вратами самого ада».
С Сингапуром же связаны и другие приключения в жизни Лутца. В 2000 году ему было предъявлено обвинение по поводу участия в договорных матчах и связей с букмекерской мафией. Дело так и не дошло до суда – Пфанненштиль успешно прошел тест на детекторе лжи и с помощью своих адвокатов сумел-таки свести дело к экстрадиции, однако три месяца провел в мрачной одиночной камере сингапурской тюрьмы, потеряв шестнадцать килограммов веса и изрядное количество денег.
Играя через два года за «Брэдфорд ПА», в матче против «Хэррогейта» Пфанненштиль в игровом столкновении получил чудовищной силы удар в грудь. На глазах беременной жены он трижды переставал дышать прямо на футбольном поле, и лишь усилия медиков и клубного врача, начавшего делать искусственное дыхание, помогли избежать худшего. Матч в итоге был остановлен. Лутц, впрочем, практически ничего не помнит об инциденте, что, возможно, позволяет ему играть с прежней уверенностью.
Так или иначе, весь отрицательный опыт не мешает Пфанненштилю крайне оптимистично относиться к жизни. В конце концов, сейчас он играет в своей любимой Норвегии, где признавался лучшим вратарем второго дивизиона и входил в символическую сборную, занимается любимым делом, а рядом – его любимая семья, уже привыкшая к постоянным путешествиям. Что еще нужно для счастья?
При этом Лутц считает, что его рекорд никогда не будет побит – просто потому что «таких сумасшедших крайне мало». И эта фраза поневоле заставляет задуматься, что же на самом деле ненормально – жить поистине полной жизнью, увидев полмира и не прекращая играть в футбол, как Пфанненштиль, или прозябать в обыденности и безвестности, испугавшись перемен.