Вокруг света за 80 минут. Rick Yancey, The Isle of Blood.
Итак, 4/5 цикла позади, а я до сих пор не могу определиться с жанровой принадлежностью тетралогии "Монстролога". Третья часть представляет из себя олдскульный камерный детектив с плавным перетеканием в жюльверновщину. Теперь набивший руку Янси продолжает свой заочный спарринг уже не столько с Роулинг, сколько с Яном Флемингом. Замолчали пушки на Альме и под Балаклавой, не слышно стонов умирающих от сыпного тифа в палаточных лагерях, но от банкетных залов Шенбрунна до пыльных кишлаков Гиндукуша продолжается Большая Игра. Успехи эфемерны, неудачи лишь подстегивают к новым ставкам. Правительства Великобритании и Российской империи намерены использовать в своих интересах ультимативный козырь - загадочного Магнификума, Отца всех чудовищ. Разумеется, им понадобится величайший монстролог своего времени. Не с тем связались!
Oh, those russians. Тут все как всегда. Царская охранка, беспощадные головорезы с акцентом, от которого вянут уши. Рюрик & Плешец (ОМГ, надеюсь, все же позывные) безумно похожи на злодейскую парочку Крупа и Вандермара из "Neverwhere" Нила Геймана - разве что лишены индивидуальности. Ну, это ещё куда ни шло. В сериальчике "Ripper Street" как-то показали казака, терроризирующего еврейское гетто Лондона: тот носился по стенам велосипедиком Лю Кэнга. Боюсь представить, какую клюкву нам станут подавать, когда тренд захватят узкоглазые злодеи. Учитывая накаляющийся с каждым годом градус антикитайской истерии, сие лишь вопрос времени. Зато шпионы Ее Величества прям-таки купаются в британофобии автора. Доктор все тот же очаровашка: ехидные пикировки с Уиллом Генри а-ля Дживс-Вустер безумно доставляли еще в первой книге. На сей раз прилетело англичанке. Просто оставлю это тут:
- Это все из-за естественного отбора - по Дарвину, как и все на свете. Если тысячелетиями сидеть безвылазно на острове размером с Техас, кровосмешение неизбежно. Достаточно посмотреть хоть на сэра Хайрама, который где-то потерял свой подбородок: умственные способности всех британцев вместе взятых не переполнят и чайной чашки.Движимый не то профессиональной алчностью, не то запоздалым раскаянием Уортроп оставляет ученика на попечении дедули фон Хельрунга. Уилл, вполне ожидаемо, отвергает шанс начать новую жизнь в заботливой семье и рвётся в бой вместе со своей сопливой подружкой. А вот далее происходит худшее из того, что только могло случиться. Расхваленный мною за "правдоподобность" мальчик, к сожалению, начинает демонстрировать повадки типичной мэри-сьюхи. "Кровавая гэбня" и даже сам Джек Потрошитель бессильны против этой двенадцатилетней машины убийства. Пацан играючи водит за нос агентуру ведущих разведок, вдобавок, каждый встречный почему-то считает своим долгом помочь сиротинушке. Особенно повеселил пройдошливый араб, готовый собственных дочерей продать ради выгоды, походя одаривающий Уилла дорогостоящим амулетом. Вообще логических коллапсов здесь больше чем в обеих предыдущих книгах вместе взятых. Помнится, уже рисовала портрет Доктора - внезапно у этого, откровенно говоря, не слишком приятного в общении типуса повсюду отыскиваются друзья, готовые идти за ним в огонь и воду. Из психиатрической больницы Уортропа вытаскивает сам Конан Дойль!
С позиций уже прочитанного "Остров" также шаг назад по сравнению с мастерским "Проклятьем". Как по мне, он недостаточно сбалансирован: статичен в завязке, сумбурен в кульминации. Второстепенные персонажи мелькают и абсолютно не запоминаются; Янси бессилен сделать живыми даже знаковых пассионариев.
Что вы думаете об анархизме мистер Мак-Кинли? Мсье Рэмбо, зачем любовник прострелил вам руку? Позвольте, это не краткая энциклопедия для старших школьников! Право, надоедает. В принципе согласна с тем, что повестку дня и прогресс в целом определяют отдельные личности/группы личностей (Александр со всеми этими гетайрами, диадохами и эпигонами, железнобокие Кромвеля, плеяда фаворитов Екатерины, сладкая парочка Бисмарк-Вильгельм, генералитет Тодзио, птенчики Берии, корпоративчик Озеро - не суть важно), но процент таких выхолощенных outstanding people на страницу текста иногда просто зашкаливает.
Вместе с этим пишет Янси все тем же грамотным, ладным языком. Текст легко усваивается, нигде откровенно не провисает, мифологические аллюзии в большинстве случаев не выглядят инородными телами - где-то на уровне симмонсовских "Fires of Eden". Редкие ужасы пугают, развешенные на стенах ружья в нужный момент выстреливают, а монотонный клубок обожания-ненависти наставника с подмастерьем уже воспринимается, как должное. Традиционно эффектна финальная глава на Сокотре. Пугающие преображения Уилла Генри - неожиданный приятный (чего уж там) бонус.
Hurrah! Медведеподобный царь Алекзандер и иссохшая кошелка Виктория остались с носом. Не видать им вундеваффе, склонившего бы часу весов в противостоянии ветхих империй. Стремительно накатывающий XX век предвещает восход новых солнц. Торжество науки? Как бы не так. В противном случае, я бы с зевотой отложила книги в долгий ящик. Поступки Доктора - целиком и полностью дань эгоизму бесконечно тщеславного человека. Плюнуть бы на него - мало нам супергероев Marvel в гейских прикидах? Но Янси и об этом позаботился. "Тёмные приливы" исправно демонстрируют другого Уортропа: неделями не выходящего из комнаты, плачущего одинокими ночами, выкрикивающего имена тех, кого невольно сгубил, жмущегося к мальчику - последней связующей ниточке с миром нормальных человеческих отношений.. И этот вечный вопрос на пороге отчаяния.
Уилл Генри, меня же будут помнить? Ответ на него мы знаем с самых первых страниц. Все, ради чего принесено столько жертв, оказалось напрасно. Есть только эти 12 дневников со сказками сумасшедшего старика, загнувшегося в жалкой богадельне.
Все больше убеждаюсь: чудовищ нет.
*SPOILER* И правильно, что мы не увидим их в " Кровавом острове". Есть чудовищные поступки - искажающие личность. Делающие человека nisu - нечистым. Кернс, антропофаги, политики - все они действуют сообразно программам, встроенным природой: кому в голову придёт обвинять хорька за то, что тот душит кур? В этой компании и сам Доктор - огонь, на который слетаются глупенькие мотыльки. Сжигающий дотла. А кто же тогда монстр? Попробуем танцевать от обратного: необходима изначально светлая душа, что была отравлена обстоятельствами, выбрала ошибочный путь, открыла не ту дверь. Бррр.. неужели Янси завуалированно подводит к мрачному откровению относительно мальчика? Или мне просто кажется. Не настолько он хорош по части оригинальных ходов. Да и публика такое не примет.
Спустившись по древним ступеням сквозь склизскую мглу катакомб, мы останавливаемся у наглухо запечатанной комнаты. За ней - последняя тайна. Тайна дневников, тайна Уилла Генри, тайна легенды Пеллинора Уортропа. Человека, которого никогда не существовало.