Британская рокировка, или гамбит Экклстоуна
Об этом говорили давно, но в то, что это случится, мало кто верил. Переговоры Клуба британских автогонщиков и Берни Экклстоуна зашли в тупик, и в итоге автодром «Сильверстоун», вход на территорию которого украшает надпись «Дом британского автоспорта», потерял право на проведение национального Гран-при. С 2010 года Большой приз Великобритании будет принимать «Донингтон-парк», старейший из действующих автодромов Туманного Альбиона.
Если оставить в покое метафоры, то картина с переносом британского Гран-при выглядит странно. Критику владельца коммерческих прав «Формулы-1» Берни Экклстоуна вызывали, по крайней мере, две особенности «Сильверстоуна» — малая пропускная способность ведущих к автодрому дорог, что приводило к чудовищным пробкам в дни проведения гонки, и тесные пит-лейн и паддок. Однако эти же замечания в той же, если не в еще большей мере, можно отнести и к «Донингтон-парку».
Двухполосная A453 — главная магистраль, ведущая к новому пристанищу Большого приза Великобритании, — вряд ли справится с потоком машин зрителей гонки, а перспективы ее расширения осложняются холмистым рельефом местности и упираются в снос прилежащих к трассе домов. Планы же постройки новых дорог к северо-востоку от автодрома существуют только на бумаге. Следует также учесть, что совсем рядом с трассой располагается аэропорт «Восточный Мидлэндс», обслуживающий пять с половиной миллионов пассажиров в год, а, значит, пробки в дни Гран-при могут серьезно затруднить его работу.
Есть и обратная проблема, связанная с аэропортом и диапазоном частот, который выделен для радиосвязи команд, передачи данных телеметрии, вещания двух-трех десятков телекомпаний. По словам экспертов, даже во время этапов серии WTCC, где телеметрия не используется, а трансляции ведет только британский канал ITV, работа радара аэропорта порождает массу проблем.
Паддок «Донингтон-парка» предполагается отстроить заново – в будущем он будет располагаться внутри трассы. Кроме того, планируется построить новый комплекс боксов, добавить 800-метровый участок к имеющемуся четырехкилометровому полотну автодрома, привести зоны безопасности к стандартам «Ф-1». При этом организаторы не собираются закрывать трассу, поскольку здесь проводится масса соревнований типа британского кузовного чемпионата и мировых первенств по мотогонкам. Поэтому единственным «окном» для реконструкции инфраструктуры «Донингтон-парка» остается период с октября по март, когда здесь проводятся только тесты. Успеют ли хозяева трассы сделать все в оставшиеся два года — большой вопрос, ведь реконструкция все еще находится в стадии согласования проектной документации.
«У нас нет опыта работы с такими масштабными проектами. Для подготовки к проведению Гран-при нам понадобится помощь государства в лице Министерств транспорта и внутренних дел», – заявил представитель Совета графства Лестершир Ян Хилл. «Я знаю сколько времени занимает согласование документации с местными властями, остается лишь пожелать удачи владельцам «Донингтон-парка», – вторит ему исполнительный директор «Сильверстоуна» Ричард Филлипс.
Такое положение вещей уже породило слухи о том, что Экклстоун разыграл своего рода британский гамбит: пожертвовав «Сильверстоуном», он передал право проведение Гран-при не готовому к этому «Донингтон-парку», дабы вскоре заявить, что в Британии нет удовлетворяющей требованиям «Формулы-1» трассы, и заполнить освободившееся в календаре место одном из азиатских этапов.
И все же нельзя сказать, что «Донингтон-парк» гарантированно сорвет сроки подготовки к Гран-при. Не стоит забывать, что устроители Гран-при Европы-1993, который прошел на этой трассе, удостоились награды от Экклстоуна за лучшую организацию соревнований в том сезоне.
Что же касается исторических традиций, то здесь «Донингтон-парк» может поспорить с «Сильверстоуном», принявшим самый первый этап чемпионата мира по автогонкам в классе машин «Формула-1». Построенный в начале 1930-х годов «Донингтон» был местом, где, по сути, произошло рождение британского автоспорта, каким мы его знаем. В 1935-1936 годах здесь прошли два Больших приза, имевших сугубо местное значение, но примечательно то, что последний из них выиграл 23-летний Ричард Симэн, которого можно назвать первым из череды британских топ-пилотов. Успех Симэна не остался незамеченным: он был приглашен в заводскую команду «Мерседеса», комплектовавшую звездный состав для продолжения эпической дуэли с другой немецкой конюшней «Ауто-Унионом». Симэн сенсационно выиграл Большой приз Германии-1937, что привлекло внимание английской публики, до сей поры особого интереса к континентальным гонкам не проявлявшей. Усилиями президента местного автоклуба Фреда Кранера участниками Большого приза Донингтона в октябре 1937 года стали лучшие пилоты Европы.
К сожалению для британской публики, не эта гонка, ни та, что прошла год спустя, не была удачной для местных пилотов. Главным вопросом для британцев, выступавших на машинах «ЭРА» и «Райли» было, сколько кругов они проиграют на финише немецким машинам. Единственный англичанин, располагавшей конкурентоспособной техникой — Симэн, — тоже блеснуть не смог. В 1937-м приз за победу достался пилоту «Ауто-Униона» Бернду Роземейеру, годом позже первым к финишу пришел Тацио Нуволари, сменивший в качестве примы «четырех колец» немца, погибшего в заездах на установление рекорда скорости.
Та победа 46-летнего ветерана стала классической. Оброс мифами эпизод, когда Нуволари сбил в ходе тренировочных заездов выбежавшего на полотно трека оленя. Уверенно лидировавший в ходе гонки итальянец вынужден был заехать в боксы для замены свечи зажигания, что стоило ему 53 секунд. Вернувшись в гонку пятым, Летучий Мантунианец стал обгонять одного соперника за другим. Ему не помешало даже то, что машина одного из соперников обильно полила трассу маслом: штампуя один рекорд круга за другим, Тацио отобрал у Хермана Ланга первую позицию и сохранил ее до финиша. Аплодировавшие успеху итальянца зрители не могли и предполагать, что следующий Большой приз пройдет здесь лишь 55 лет спустя, а его победителем окажется достойный наследник Нуволари — Айртон Сенна.
Бразилец сотоварищи оказались здесь благодаря усилиям энтузиаста автоспорта Тома Уиткрофта, который, будучи мальчишкой, присутствовал на легендарных гонках 1930-х. В начале 1970-х он выкупил «Донингтон-парк», со времен второй мировой служивший базой для военно-транспортной авиации, автодром был восстановлен, а его статус поднят благодаря проведению соревнований младших «Формул» и гонок европейского турингового чемпионата, а также организации крупнейшей коллекции машин «Ф-1».
Наконец, в 1993 году «Донингтон-парк» стал местом, где Сенна провел одну из лучших своих гонок. «Макларен» бразильца был далеко не самой лучшей машиной чемпионата, на старте, подобно Нуволари, он откатился на пятое место, но всего за один круг возглавил пелотон – Пасхальное воскресенье было дождливым, а Айртон не зря звался «Человеком дождя». То, что произошло потом, не поддается описанию. Дождь то переставал, то припускал вновь, а Сенна и его извечный соперник Ален Прост раз за разом заезжали в боксы, меняя шины с протектором на слики и наоборот — всего вышло пять визитов на пит-лейн у бразильца и семь у француза. Венцом гонки стал рекорд круга, который раздумавший обувать слики Сенна установил, промчавшись мимо боксов. Благо ограничение скорости в то время еще не было установлено.
Роземейер, Нуволари, Сенна... Кто бы ни оказался победителем в 2010 году, он должен будет соответствовать высокому званию победителя Большого приза Великобритании в «Донингтон-парке».