Крестник Санта-Клауса
Солидные выступления Хейкки Ковалайнена, которого в последние недели отличали стабильность и уверенность пилотирования при наличии высокой скорости, заставили специалистов и любителей автоспорта вспомнить о щедрых авансах и положительных рекомендациях, что выдавались скандинаву накануне сезона. Sports.ru не отстает от мировых тенденций, посвящая очередной рассказ прогрессирующему финну.
Уроженец скромного местечка Суомуссалми, наш герой вряд ли походит на типичного северного жителя со свойственным ему нордическим характером и ледяной сдержанностью. Весельчак и балагур как в паддоке, так и вне оного, Хейкки приятно поражает журналистов открытостью при общении, искренностью и чувством юмора. Ну, скажите на милость, можно ли представить Кими Райкконена, рассказывающего о собственной биографии примерно в следующем ключе: мол, родился в Лапландии, где получил в качестве крестного отца Санта-Клауса, а в качестве подарка по поводу значимого жизненного события – упряжку оленей? Или Мику Хаккинена, ведущего в Интернете блог, где спортсмен рассуждал бы о прелестях музыки Pink и Guns'n'Roses или же восхищался действиями Теему Селянне на площадках НХЛ? Ковалайнен не стесняется быть самим собой – и этот факт, вкупе с трудолюбием и упорством, которые отличают его при решении поставленных задач, заставили представителей СМИ и спортивных функционеров уважать финна.
Впервые за рулем Хейкки очутился в шесть лет, благодаря влиянию отца (последний по молодости лет участвовал в зимних гонках), а спустя всего четыре года принял дебютный старт в состязаниях картов. Что любопытно, именно Ковалайнен-старший заложил основные черты в стиль поведения сына за «баранкой». Хотя, как не раз признавался в интервью наш герой, первый пяток лет он практически не «заморачивался» над принципами вождения, действуя по принципу «чем сильнее давишь на газ, тем быстрее доберешься до финиша».
За девять лет, проведенных в картинге, Хейкки собрал солидную коллекцию всевозможных наград (включая победу на турнире Elf Masters, проходившем в парижском Берси). Однако главным успехом тех лет пилот считает бронзу чемпионата мира, добытую на португальских землях, – в отличие пары, прибывшей к финишу раньше финна, он не являлся членом заводской команды. Болид Ковалайнена, что называется, был собран, а точнее – куплен по частям, едва ли не собственными руками. Поэтому третьему месту на планетарном форуме скандинав радовался так, словно стал сильнейшим картингистом на планете.
Успех требовал развития – и следующей остановкой Хейкки стала «Формула-Рено», участие в которой оказалось определяющим в судьбе финна. Дело даже не в отменных результатах (две победы, два поула, три быстрейших круга четвертое место и звание «Новичок года») – во время выступлений в Британии талантливого новичка заметил Флавио Бриаторе. Хитрый итальянец обратил пристальное внимание на минорную островную серию скорее под влиянием моды (в 2000-м «Формулу-Рено» выиграл другой финн – Кими Райкконен, – после чего был в спешном порядке завербован «Заубер») и не прогадал. Уже в 2002-м Ковалайнен оказался включен в программу поддержки молодых пилотов (первый набор!) и получил путевку в «Формулу-3», где выступал за команду «Фортек», усиленную моторами «Рено». После не совсем выразительного старта, Хейкки выдал феноменальную концовку (пять побед в девяти гонках) и обосновался на третьей позиции, вслед за Робби Керром и Джеймсом Кортни.
Потом были два года, отданные мировой серии «Ниссан». С первого раза взять большой приз не получилось: более опытный Франк Монтаньи, который проводил в этом классе третий год подряд, не оставил нашему герою ни единого шанса. Триумф Ковалайнена пришелся на сезон-2004 в составе Pons (финн опередил Тьягу Монтейру), после чего не заставило себя ждать приглашение от команды Кристиана Хорнера «Арден», выступавшей в серии ГП2. Именно там пробил звездный час Ковалайнена, а заодно сформировался стиль, который восхищал поклонников автогонок на протяжении 2005 года, а затем совершенствовался в королевском классе.
Прежде всего отметим, что ранее Хейкки довольно широко входил в повороты, избирая в качестве идеальной траектории движения линию, выводящую на поздний апекс, – в результате, начальное движение в вираже получалось довольно жестким (в узких поворотах это приводило к возникновению непредвиденных обстоятельств, усложняющих маневр). Со временем этот нюанс Ковалайнен отшлифовал, став заранее работать педалью тормоза при подготовке к атаке поворота, а также делать более плавные движения рулем. Кстати, изящность и мягкость при доворотах «баранки», кажется, стала визитной карточкой финна в сезоне-2007. Это, наверное, в придачу к несовершенству машины во многом и помешало скандинаву проявить лучшие качества за рулем R27 в начале года: нехватка скорости (приносившаяся в жертву аккуратности поворотов) при смещении руля провоцировала ошибки – агрессивный стиль, которого придерживается наш герой, требует жестких и отточенных движений. Однако по ходу чемпионата Ковалайнен ведет работу над ошибками…
Хорош Хейкки и на торможении. Честно говоря, порой просто диву даешься, сколь аккуратно на диаграмме Throttle&Brake красная ленточка изменяет положение. Нет резкого «постукивания», показатель переключения передач не скачет, словно сумасшедший, да и машина при этом, словно по волшебству, выставляет ось в необходимом направлении. Дозирование брэйкинга четкое, сравнимое по выверенности с манипуляциями фармацевта, отмеряющего дозу лекарства, которое может превратиться в яд, если его количество перевалит за допустимый предел. Нечто подобное в современной «Ф-1» доводится видеть лишь у нескольких «зубров» – Хайдфельда да Физикеллы.
Стоит отметить, что пребывание в элитном классе не заразило Хейкки «звездной болезнью» – синдромом, поражающим многих новобранцев автоспортивного Парнаса. Будь его воля, Ковалайнен по примеру друга Райкконена, вел бы жизнь, скрытую от диктофонов и телекамер. Однако наш герой понимает, что публичность – часть платы за успех, поэтому любезно откликается на просьбы о беседе, не делая различий между корреспондентом ведущей медийной корпорации либо представителем скромной газеты родного города. Причем в разговоре ведет себя не как известная личность, а скорее как человек, случайно попавший в сферу внимания прессы. Отвечает кратко, но четко и по существу, зачастую разбавляя рассуждения юморными замечаниями (чем-то похоже на поведение Хейкки на треке, не правда ли?). К примеру, не скрывает, что лучшим подарком в жизни считает портативную игровую приставку Playstation, очень любит своего кота, пусть тот и умер 10 лет назад, любит напевать мотивы Лайонелла Ритчи, а также пылает страстью к итальянской кухне… Думается, если бы все пилоты в пелетоне обладали характером Ковалайнена, «Формула-1» и ее «цивильная» жизнь стали бы куда ближе и интересней простому обывателю.
Дмитрий ГЕРЧИКОВ