Вчера посмотрел фильм "Каникулы строгого режима", чувств осталось много, и все разные. В начале фильма ничего не понял, в середине понял, но при этом хотелось завыть от скуки и тоски, а в конце вспомнилось фраза незабвенного Венечки Ерофеева, что он согласился бы жить целую вечность, покажи-де ему уголок, где не всегда есть место подвигам.
Теперь по порядку. В основе сюжета приключения двух главных героев: прожжённого зэка (Безруков), и осуждённого милиционера (Дюжев) (кстати, единственный удачный ход - расположить актёров именно так, ясно же, что у Безрукова принадлежность к интеллегентской среде на лбу написана, и скорее уж рецидивиста должен был играть Дюжев, на такая расстановка актёров даёт хоть какую-то оригинальность, так не хватающую этому фильму). И вот два этих субъекта оказываются на воле, да ещё и в пионерском лагере. Оставим такую составляющую, что зэку, "чалящемуся" по лагерям должно быть "заподло" иметь дело с мусором, пусть и бывшим (говорят же, что бывших милиционеров не бывает), это нас не интересует. Меня здесь волнует то, как эти люди "с улицы" могли оказаться в детском лагере. (Может быть это, конечно, и показывали, т.к. момент самого попадания в лагерь я пропустил). А дальше начинется самое интересное, и, одновременно, самое скучное, следуя строго очерченным рамкам жанра, зэк оказывается милейшим человеком: добрым, чутким, наивным, застенчевым (когда на горизонте появляется женщина, а куда же без неё, ибо любовная линия должна быть обязательна, и этот постулат никто не отменял. И всё, чего удалось добиться герою от своей избранницы, это поцелуй, после которого он ходит просто светящийся от радости. Ну прям-таки скромняга-лицеист из ХIХ века, краснеющий от одного лишь соприкосновения ладонями (вспоминаются рассуждения Кундеры о докоитальной традиции любви в европейской культуре)). Отношения с детьми - вообще особая статья. Откуда у человека, всю жизнь видевшего лишь небо в клеточку, такой педагогический талант, одному сценаристу известно. Понимает ребёнок лишь блатную "феню" - поговорим, любит мальчик стукануть - вовлечём его в игру про секретных агентов, при чём сделаем это с такой детской непосредственностью, что аж дух захватывает, если бы не одно но... Всё это мы видели уже не один десяток раз, и, подозреваю, примерно столько-же раз ещё и увидим. Завязка во взаимоотношениях детей со взрослыми, в которой взрослый проходит три ступени - 1) чужак; 2) злейший враг; 3) лучший друг, - классика жанра, и никуда от этого, увы, не деться. Концовка фильма тоже банальна до неприличия. Главного героя находят дружки по старой жизни, и тот жертвует собой ради спасения детей, а затем дети сами спасают его. При этом главный герой умудрился выжить, непонятно совершенно. То есть получив очередь из автомата можно остаться в живых... Чудеса, да и только. При этом дети не растерялись, не испугались и смогли не тольбко остановить кровь, но и соорудить нечто подобное повоза для передвижения раненого. Ну просто-таки полевые медсёстры, а не дети. И вот она, кульминация!!! Злодеи наказаны. Герои, хоть и оказались милейшими людьми, тоже вернулись в места не столь отделённые, т.к. то, что вор должен сидеть в тюрьме, ещё со времён Глеба Жеглова известно. И вот он, логический конец. Та самая любовь Серёжи Безрукова пишет ему в тюрьму, да и дети его не забывают. И как-то теряется в общем ликовании его татуровка: "Заподло иметь семью", и то что зэки люди закоренелые и принципов своих не меняют. Но это всё мелочи по сравнению с тем, что ещё один деклассированный элемент вернулся в лоно общества... Только если бы в жизни всё было так просто.
В целом, подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что проблема этого фильма, такая же, как и большинства других - предсказуемость и следование одним, раз и навсегда придеманным рамкам жанра. А жаль... Так хочется чего-то новенького и нетривиального.