Одежда твердеет, как жесть, под ветром,
А мгла не шутит, а холод жжет,
И надо не девять взять километров,
Не девяносто, а - девятьсот!
Э. Асадов, "Ледяная баллада".Есть фильмы, от которых изначально не ждешь ничего, а есть Разочарования с большой буквы. Сегодня выскажусь о последних.
С детства обожала полярную тематику противоборства человека со стихией во всех проявлениях: от полотен Александра Борисова до изучения перепетий экспедиции Седова и колючего арктического эмбиента. Как-то не без удовольствия слопала даже отечественные киноподелия "Ледокол" (заурядную катастрофу с неожиданно симпатичной актерской игрой) и "Территорию" (производственную зарисовку, представляющую из себя лишь панораму великолепных видов Таймыра). Бесконечные заснеженные пространства - гипнотизирующий космос прямо у нас под боком. Место, где мишура цивилизации становится пустой и малозначимой. Место, где каждый остается наедине с самим собой, как в минуты рождения или смерти - сакральные моменты прикосновения к непостижимым разумом далям, откуда все мы родом.
В случае, когда в основе картины лежит блестящий первоисточник, а на этикетке значится имя Ридли Скотта, можно смело ожидать бомбу. "Террор" - истинная вершина творчества Дэна Симмонса, перекрывшая даже культовую тетралогию Гипериона. Атмосфера отрезанной от мира полярной умиральни здесь настолько подняла градус саспенса, что любую сцену можно резать ножом на бутерброды - никто не уйдет голодным, каждый найдет что-то ему близкое. Потрясающая трагикомедия ледового бала-маскарада - изящный и чертовски уместный кивок "Маске Красной смерти" Эдгара Аллана По. Какое-то новозаветное подвижничество корабельного доктора Гудсира и лоцмана Блэнки, дважды спасшегося от Туунбака, - искалеченного, лишившегося ноги, но не потерявшего своей бесконечной жизнерадостности. Так же достойно он встретит свой конец - будто старого друга. Жуткая агония людей, вынужденных есть своих друзей, и незавидная участь тех, кто так и не смог переступить человечность - вечная безмолвная белизна уравняет их всех. Абсолютный катарсис, когда сказочное чудовище, пожиратель душ, отступает в брезгливом недоумении при встрече с куда более чудовищным крохой-человеком. Второе рождение уходящего по льду Крозье-Талириктуга, поджигающего свой корабль, словно всю опостылевшую, полную разочарований прежнюю жизнь.
https://www.youtube.com/watch?v=l328p5sSEmcЗдесь-то и кроется главная неудача экранизации. Пронзительные книжные кульминации в киноверсии поданы просто на несколько порядков ниже. Ее авторам элементарно не хватило мастерства, опыта работы с исходным материалом такого уровня. Что уж говорить, если даже марш смертников сквозь криогенную мглу здесь изображен этакой чинной прогулочкой-моционом а-ля "мороз и солнце, день чудесный". Так и кажется, что вот-вот наши бравые ребята, чуть поеживаясь в своих вязаных свитерах, рассядутся вокруг костерка, разольют по чашкам горячий какао и начнут травить соленые моряцкие анекдоты((
Важные моменты показаны бегло и отрывочно, проходые - наоборот, тянутся, как сопли на морозе. Часть сюжетообразующего контента беспардонно вырезана или искажена до неузнаваемости. Сценарные метморфозы без разбора увечили и персонажей, и сюжетные линии. "Королева Хикки", огромный слабоумный матрос Мэнсон - рабочая сила преступлений своего хозяина-манипулятора - представлен безликим трафаретом. Удалены алкогольные видения Крозье - важная сквозная любовная линия, искорежившая душу главного героя. Испохаблен образ загадочной эскимосочки Lady Silence - ныне ее исполняет здоровенная бабень-монголоид отвратной наружности. Совсем не заторонуты многое разъясняюшие темы туземных легенд, а сам туунбак выполнен бюджетно, смазанно и совсем не инфернально - просто гигианский Ursus maritimus с до смешного узким рылом. Когда же высокомерные носители языка Шекспира и Йейтса начали по-свойски лопотать с шаманом-затворником, впервые в жизни увидевшим белых "каблуна", от смеховых пароксизмов у меня лопнул правый глаз o_O
Вдвойне обидно, что основной актерский состав подобран вполне толково. Джарред Харрис - ну, чисто Крозье. Дубленая, пропитая ирландская рожа героя, который не герой вовсе, а так - невольный летописец развернувшейся трагедии. Хикки - маленький, внешне хлипкий, похожий на крысу, одновременно мертвенно-пугающий своей внутренней силой. Фицджеймс - лощеный, надменный франт, и в то же время офицер до мозга костей: надежный, проверенный товарищ. Образ малозначимого книжного Франклина даже удачно расширили, пригласив на роль первоклассного мастера. Вообще неравнодушна к Киарану Хайндсу со времен "Рима" - на редкость породистый и стильный мужик, штучный товар. Все впустую.
"Террор" - не шлак, не треш, даже не осетрина второй свежести. У самых привередливых критиков не поднялась рука забросать сериал выделениями кишечника. Просто "Террор" рушит надежды, подобно подводным льдинам, повредившим винты его систершипа "Эребуса". Людей, способных на трудные волевые решения, в экипаже не обнаружилось. Что и предопределило судьбу экспедиции Франклина. Символично получилось и с сериалом.
Искренне надеюсь, что через некоторое время все же отыщутся профессионалы, готовые вложить время, деньги, душу и талант в достойную адаптацию сего незаурядного произведения. Уже на широком экране в виде блокбастера премиум-категории. А пока лучше читайте роман - он того стоит.