Римская баняПобывав на матче «Лацио» – «Рома», «Клуб путешественников» развеял слухи о том, что из римского дерби в последнее время ушел нерв. Пускай за чемпионство сейчас борется только одна столичная команда, «лациале» и «романиста» по-прежнему пьют много борджетти, ведут баннерную войну и надеются поскорее покончить с соседством, переехав на новые арены.Первый сюрприз «Стадио Олимпико» преподносит мне уже с утра пораньше, когда я пытаюсь выяснить у работника отеля, на какой станции метро надо выходить, чтобы попасть на арену.
– Метро туда не ходит, – обескураживает портье. – Только автобус номер 910 с главного вокзала Термини. А за несколько часов до матча начинают курсировать специальные автобусы для болельщиков. Лучше выезжать пораньше, могут быть пробки.
Ехать оказалось не так уж и долго – минут 25. Времени в дороги не хватило даже на то, чтобы рассмотреть все фотографии и графику в свежей Gazzetta dello Sport. Предстоящему дерби отведено 14 полос формата А2 и плюс еще специальная вкладка к матчу на 48 страницах! Даже усевшись с газетой на весь день, практически нереально успеть осилить такой объем информации до начала игры.
В Риме скоро пройдут выборы мэра города. И больше всего их приближение чувствуется именно у «Стадио Олимпико». Все столбы и заборы возле арены завешаны политическими плакатами. Самый броский гласит: «Хотим два стадиона! Один для «Ромы», один для «Лацио»».
– Мы это перед каждыми выборами слышим! Поскорее бы уже начали стройку, а то пока только одни разговоры, – жалуется мне пожилой болельщик «Лацио» Симоне, тоже пришедший на стадион чуть ли не за 4 часа до начал игры.
Больше шансов уже в ближайшем будущем переехать с «Олимпико» на новую арену все-таки у «Ромы». Американский бизнесмен Джон Фишер, собирающийся купить 49 процентов акций «джаллоросси», накануне дерби заявил, что в случае совершения сделки он тут же начнет искать место под строительство стадиона.
Пока народу возле арены мало, самое время присмотреться к сувенирам. Обойдя все окрестности «Олимпико», нахожу только одну точку, где одновременно продают атрибутику «Лацио» и «Ромы». Покупаю шарф небесно-голубых цветов и присматриваюсь к красно-желтым тонам. Протягиваю еще одну купюру. Продавец таращит глаза: «Как такое может быть?!»
Приходится объяснять, что ни за кого не болею, а шарфы покупаю для коллекции.
В ста метрах от главной арены нахожу еще один стадион. Он совсем небольшой, и, судя по виду газона, в футбол здесь играют только мальчишки из ближайших окрестностей. Но и у них есть свои зрители. Правда, гораздо менее требовательные, чем у «Ромы» и «Лацио»: по всему периметру арены расставлены каменные статуи, каждая из которых символизирует определенный вид спорта. Всего таких статуй 60 – по году проведения Олимпиады в Риме.
Народ тем временем постепенно подтягивается к стадиону. Ни намека на столпотворение у касс, в которых открыты три окошечка: одно – для журналистов, второе – для тех, кто заказывал билеты по Интернету, а в третьем – по телефону.
На арену начинают пускать за 3 часа до игры. Тиффози попадают на стадион уже достаточно разогретыми. И не только пивом. Местная фишка – борджетти. Напиток на основе кофе и алкоголя, продающийся в маленьких бутылочках за 1 евро. Хотя красно-черно-желтые цвета тары намекают на то, что борджетти является традиционным напитком для поклонников «Ромы», «лациалле» тоже поглощают двадцатиградусный продукт с большим энтузиазмом.
Фанаты «Лацио» очень часто обвиняют президента клуба Клаудио Лотито в скупердяйстве: дескать, слишком мало денег выделяется на покупку новых игроков. Однако сами-то, оказывается, ничем не лучше. Один из действенных способов помочь родной команде – покупать официальную атрибутику, похоже, считается в среде «бьянкочелести» моветоном. Я минут 10 наблюдал за единственным лотком с официальной продукцией «Лацио». Ни один человек не подошел к шатру за это время! Ведь переплатить бы в таком случае пришлось в два раза: тот же шарф на развале стоит 10 евро, а здесь, с фирменным ярлыком – 20.
В пресс-центре в это время неспешно пьют эспрессо, настраивают технику и читают свежие газеты. К слову, размеры помещения вызывают вопросы: для финала Лиги чемпионов, который пройдёт здесь через год, будет явно маловато.
Зато под трибунами «Олимпико» места очень много. Чем с охотой пользуются трое пацанов, решивших прямо у входа на сектор сыграть в игру «минус 5».
Начало матча запланировано на 21:15, и с наступлением темноты стадион только хорошеет. Особенно красиво при подсветке смотрятся обвитые растеньями лестницы, которые ведут на верхний ярус трибун.
Перед стартовым свистком капитаны команд – Томмазо Рокки и Франческо Тотти – бегут на «Курву Норд» (трибуна «лациалле») с двумя большими букетами цветов. В ноябре прошлого года фанат «Лацио» Габриэль Сандри был случайно застрелен полицейским. Рокки и Тотти кладут цветы возле большого баннера с изображением Габриэля и целуют его. Весь стадион, включая «Курву Суд» (трибуну «романистов»), громко аплодирует.
Рассказывать про игру, наверное, смысла нет – это уже сделал Денис Романцов в своем отчете о матче. Скажу только, что очень сильное впечатление осталось от наблюдения вживую за одним игроком. И имя ему не Франческо Тотти, как вы наверное подумали, а Кристиан Ледесма. С 65-го ряда «Олимпико», на который меня определила пресс-служба «Лацио», можно было особенно хорошо оценить объем работы человека. Ледесма успевал абсолютно везде, соперники отлетали от него направо и налево, а мячи – точно в ноги партнерам. Середина таблицы Серии А – явно не его уровень, но судя по тому, как неохотно Лотито отпускает своих лидеров, аргентинец может остаться в Риме еще надолго.
На трибунах в итоге собралось около 55 тысяч зрителей. Говорят, было бы больше, играйся матч на выходных. Соперничество «Курвы Норд» и «Курвы Суд» закончилось, пожалуй, вничью. Обе трибуны были достойны друг друга: песни, флаги, файеры – все как положено. Ну и, конечно, плакаты со всякими гадостями в адрес врага, которые регулярно появлялись на секторах.
На центральных трибунах тоже было довольно жарко. Здесь «лациалле» сидели вперемешку с «романистами», поэтому локальные конфликты случались постоянно. Чаще всего из-за слишком бурной жестикуляции кого-то из болельщиков. Прямо подо мной солидный мужчина в пальто очень сильно хотел что-то сказать арбитру и так размахался руками, что задел по лицу сидевшую выше женщину. За супругу заступился муж, сидящие рядом тоже не захотели оставаться в стороне от событий, и началась заварушка. Разнимать дерущихся подошли не сразу. Оно и неудивительно: на всем «Олимпико» я не нашел ни одного секьюрити, полицейского или пожарного, который бы во время матча следил за порядком на трибунах – все смотрят на поле. Только разносчикам стаканчиков с Кока-Колой футбол не интересен.
Когда Бехрами на 92-й вколотил третий в ворота Дони, не выглядящий хрупким «Олимпико» буквально затрясся под ногами. Небесно-голубая часть пресс-ложи (похоже, что болельщик живет внутри каждого итальянского журналиста) стала бегать туда-сюда, хвататься за голову, обниматься и плескаться от радости минеральной водой. Кто-то даже станцевал на столе. Один из журналистов, сочувствующих «Роме», покидая пресс-ложу кинул в сердцах радующимся коллегам:
– Зато вы никогда не выиграете Лигу чемпионов!
Но его все равно никто не услышал.
После свистка игроки «Лацио» еще долго не уходили с поля. Рокки и Пандев раздали всю форму тиффози и в подтрибунное помещение убегали в одних трусах. Защитник Де Сильвестри оказался парнем более скромным и подарил фанатам только футболку. Один болельщик, выбежавший на дорожку, попытался было сорвать с кумира и трусы, за что чуть не получил от того по лицу.
Спускаюсь в самый низ, чтобы пробраться в микст-зону. Она здесь находится под трибунами и к маю следующего года явно приобретет более опрятный вид. Сейчас же это – огромный ангар для стоянки автобусов и пожарных машин.
Жалеть о незнании итальянского мне не пришлось: все равно поговорить с журналистами остановились единицы. Оказывается, игнорирование послематчевых интервью – бич не только российских футболистов. Выходящие из раздевалки игроки «Ромы» проходят мимо журналистов, даже не поднимая головы. Тотти так вообще в сопровождении двух личных охранников пробегает эту десятиметровку за какие-то доли секунды – его даже никто сфотографировать не успевает. Из всех проигравших пообщаться с прессой решился только Перротта.
Футболисты «Лацио» тоже в большинстве своем уклоняются от вопросов. Другое дело – принять поздравления. С трудом себе представляю, как, скажем, после победы «Зенита» над «Спартаком» на «Петровском» Андрей Аршавин и Игорь Денисов, проходя по микст-зоне, будут целоваться и обниматься с каждым вторым журналистом. Но здесь все именно так и делают!
Одним из последних из раздевалки выходит наставник победителей Делио Росси. Лицо у тренера какое-то растерянное: кажется, еще не отошел от игры. Стоя весь матч на кромке поля в тренировочной форме, Росси, отправляясь на пресс-конференцию, переодел ее на цивильный костюм. А вот про обувь совершено забыл, и вид получился очень комичным: пальто, рубашка, галстук, брюки и… черные-белые спортивные кеды.
Покидаю «Олимпико» уже в полночь. Внезапно начавшийся дождь смывает грязь с пыльных римских дорог. Точно так же и римский матч, похоже, смыл последние песчинки интриги нынешней Серии А. В том, что «Интер» снова завоюет скудетто, в Вечном городе после этой среды уверены уже не только болельщики «Лацио».
http://www.sports.ru/blog/travelclub/4360922.html