“Нормальный” чемпион
«Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу…»
(Надпись на двери дома Эрнанеса).
Какой образ обычно возникает в вашем воображении, когда вы пытаетесь представить себе среднестатистическую звезду современного футбола? Скорее всего, некого гламурного любителя ночных тусовок на безумно дорогой спортивной тачке – столь же далекого от жизни обычных людей, как фотомодели и актеры. Очень часто, так и есть, но, к счастью, не всегда. Когда открываешь альбом с фотографиями Эрнанеса – бразильского идола небесно-голубого Рима – понимаешь, что «нормальные», «человекоподобные» чемпионы еще не перевелись. Вот Эрнанес катается по газону с сыном Эсекьелем (3 года) и дочкой Лусией (1 год). Вот он складывает с ними конструктор, разукрашивает фломастерами картинки и прогуливается у Колизея вместе с женой. Вот он готовит тесто для пасты, несет стопку книг, тщательно отобранных для чтения, усердно изучает итальянский язык под руководством учительницы, лежит с ноутбуком, расписывая болельщикам жизнь в Риме в Facebook или в личном интернет-дневнике. Вот он раздает автографы поклонникам, не останавливаясь до тех пор, пока не заболит рука – а ведь поклонников таланта Il Profeta, «Пророка» хоть отбавляй!
Да, талант бразильца очевиден и сейчас, и несколько лет назад, когда британская газета The Times назвала его самым перспективным футболистом в мире. Эрнанес – это, прежде всего, изысканная техника, отличное ведение поля и понимание игры, а также четкий отработанный удар с обеих ног. Когда смотришь на его игру со стороны, кажется, что двигается он довольно странно – как-то рассеянно, разболтано, отсутствующе. Однако это обманчивее впечатление. Эрнанес всегда знает, зачем он вышел на поле, и даже если матч у него, в целом, не складывается, всегда есть вероятность одного качественного стандарта, финта или прорыва – и вы уже наблюдаете невероятное сальто в исполнении бразильца. А тренеру «Лацио» Эди Рейе приходится тихонько молиться: «Надеюсь, он себя не покалечит…» Как бы дело до сердечного приступа не дошло с приходом еще двоих любителей «полетать» высоко – Миро Клозе и Джибриля Сиссе. Но разве в команде «Орлов» могло быть иначе?!
После переезда в Италию Эрнанес стал играть ближе к чужим воротам, преимущественно, на позиции треквартисты, что моментально сказалось на его результативности: 11 голов – личный рекорд бразильца (самый красивый из них в ворота «Бари» в прыжке – рекомендую!). И повторение исторического рекорда «Лацио» среди полузащитников – в свое время столько же наколотил не кто-нибудь, а обладатель «Золотого мяча» Павел Недвед. Однако есть и негативные последствия для футболиста, которые касаются национальной сборной: Мано Менезес использует другую расстановку, в которой нет места Эрнанесу римского образца, а на позиции, куда он мог бы претендовать, тренер предпочитает более динамичных исполнителей, вроде Гансо. Хотя после Копа Америка, где «Селесао» откровенно разочаровали своих соотечественников, по идее, у «Пророка» должны появиться шансы. Если, конечно, Менезес перестанет видеть его только в роли удаленного плеймейкера а-ля Пирло.
Идеальная позиция Эрнанеса – вопрос, который не перестает волновать и Эди Рейю. Стоило по ходу предсезонной подготовки перейти на схему 4-4-2 и отправить бразильца на левый фланг – как он исчез из поля зрения, буквально растворился. Но, поскольку атакующим мозгом «бьянкочелести» может быть только он, под него и подбирается игровая модель: 4-2-3-1. При такой расстановке он обладает большей тактической свободой, чем опорный или фланговый игрок – свободой двигаться, изобретать, ассистировать, пробивать по воротам. А его партнерам, в частности Кристиану Ледесме, Кристиану Брокки или Лорику Цане, возможно, порой придется прикрывать его в случае потери мяча. Как кажется, именно так «Лацио» сможет действовать наиболее эффективно, учитывая характеристики футболистов в составе. А сам Эрнанес, возможно, сумеет доказать, что ему по силам играть решающую роль в столь важных матчах для лациали, как дерби.
Андерсон Эрнанес Де Карвальо Андраде Лима появился на свет 29 мая 1985 года в городе Ресифи, который называют бразильской Венецией – из-за многочисленных рек с островами и мостов, а также исторических памяток. По слухам, отцом Эрнанеса был евангелистский пастор – это выдумки, которые возникли на почве религиозности футболиста. На самом деле, отец будущего чемпиона работал то ли на фабрике, то ли чиновником, то ли тем и другим, а мама сидела дома с детьми. Соответственно, семья была не очень богатой (но и не из фавел!), и им порой с трудом хватало денег на то, чтобы дотянуть дот до конца месяца. Тем не менее, любовь к футболу в их доме царила всегда: мячи старались покупать чуть ли не на последние деньги, а если вдруг те выходили из строя, Эрнанес вместе с братом Алисоном мастерили круглые предметы из подручного материала, например, бумаги.
Надо сказать, в спорте и в футболе в частности очень многое зависит от родителей. Я знаю одну семью, где растет маленький футболист: помимо регулярных тренировок в команде с ним занимается папа, причем заставляет не просто бегать или играть, а делать специальные упражнения на развитие техники. Неудивительно, что он выступает с ребятами на год старше и играет даже лучше их. Так и у Эрнанеса было: то, что он играет обеими ногами одинаково хорошо – заслуга отца, который начал тренировать сына еще тогда, когда тот толком и ходить не научился. Когда парень подрос и вышел играть со сверстниками на улицы, то сразу обратил внимание: все вокруг пользовались только правой ногой. И хотя «Пророк» тоже правша от природы, в тот момент он решил стать левшой – усиленно взялся отрабатывать финты и удары «неродной» ногой. Результат: в одном из матчей за молодежную команду «Сан-Паулу» Эрнанес забил два штрафных – и с правой, и с левой!
Начав заниматься в клубе родного города «Унибол Пернамбуко», в 2001 году Эрнанес оказался в школе одного из грандов Бразилейрао – «Сан-Паулу». Там он активно тренировался и искал себя в различных амплуа: левого и правого латералей, опорного полузащитника, под нападающими, на флангах. Эрнанес четко следовал принципу Томаса Эдисона, что гений – это 1% таланта и 99% труда (с). Стараясь компенсировать свою сравнительную медлительность, «Пророк» развивал скорость мысли и видение поля, перечитав кучу литературы об использовании периферического зрения, например. А знакомый ученый разработал индивидуальную программу для футболиста, как правильно набрать мышечную массу, чтобы справиться с врожденной хрупкостью. И сейчас, став полноценной звездой, бразилец продолжает без устали стремиться к совершенству, потому что знает: стоит хоть на минуту остановиться и вместо шага вперед получится два назад.
В первой команде Эрнанес дебютировал в 2005 году и провел 18 матчей (3 гола), выступая на левом фланге поближе к воротам. Молодой игрок отчаянно нуждался в постоянной практике, но в «Сан-Паулу» получить ее не мог из-за слишком высокой конкуренции. Зато в более скромном клубе «Санто-Андре» как раз нужен был плеймекер… После года выступлений в аренде футболист вернулся уже готовым к тому, чтобы взять в свои руки нити игры команды, борющейся за высшие титулы. Восхождение «Пророка» тесто связано с именем тренера Муриси Рамальо, который решил сделать на него ставку после ухода центральных хавбеков Жозуэ в «Вольфсбург» и Минейро в «Герту». Так, 2007-ой стал годом прорыва для Эрнанеса: 39 матчей, 4 гола, чемпионский титул и место в символической сборной Бразилейрао. Тогда же состоялся и долгожданный дебют за «Селесао»: в марте Дунга выпустил его на поле в товарищеской встрече со Швецией (1-0).
Не менее удачно складывался и 2008 год: снова чемпионство в нелегкой, но успешной борьбе с «Гремио», снова приз «Бола де Прата» как лучшему игроку на своей позиции. На Олимпиаде в Пекине в том же году Эрнанес отметился голом в дебютном матче против Бельгии, но победу на турнире его команде завоевать не удалось – увы, только бронза. Безусловно, «Пророк» хотел добавить к своей огромной латиноамериканской коллекции титулов и Кубок Либертадорес. «Сан-Паулу» приблизился к цели именно тогда, когда решение о переходе Эрнанеса в «Лацио» уже было принято, однако в полуфинале «трехцветные» не сумели одолеть будущего триумфатора «Интернасьонал». На этом первый этап карьеры «Пророка» завершился – с горькими слезами прощания на глазах… Как подошли к концу и поиски ответа на вопрос, интересующий многих сомневающихся: а не затеряется ли бразилец в дебрях европейского футбола? Ха, чай не амазонская сельва!
Много о характере Эрнанеса говорит тот факт, что он не соглашался на первое же попавшееся приглашение в Европу. Конечно, здесь нет ничего общего с проблемами Хесуса Наваса, однако личный комфорт и комфорт семьи для «Пророка» явно важнее бонусов к зарплате и громких титулов. Общеизвестно, что значительную роль в выборе места продолжения карьеры Эрнанеса сыграл его бывший партнер по команде Андре Диас, который на тот момент превратился в столпа обороны «Лацио». «Орлы» выкупили трансфер бразильского таланта сравнительно недорого – всего за 13,5 млн. евро: 70% этой суммы ушло «Сан-Паулу», 17% – инвестиционному фонду Traffic, по 8 % – Kirin Sport и агенту футболиста Аугустино Пенье. Был подписан пятилетний контракт с зарплатой 1,6 млн. евро, которая с каждым годом будет возрастать на 100 тысяч, пока не достигнет отметки в 2 млн. Один из лучших трансферов за время правления президента Клаудио Лотито и его помощника Ильи Таре, а может и лучший.
Если говорить о первом сезоне Эрнанеса в «Лацио», то достаточно вспомнить главное: с ним в составе та же самая команда, которая год назад боролась за выживание, взлетела на верхние строчки турнирной таблицы и до последнего боролась за место в зоне Лиги Чемпионов (а забей Сарате пенальти – и была бы там!). Конечно, ветераны тоже добавили, в первую очередь, Стефано Маури, но без игровых задумок, ассистов и голов «Пророка» красивая римская картинка точно не сложилась бы. И это с учетом того, что Эрнанес не отдыхал летом и не проводил тренировочный сбор вместе с подопечными Эди Рейи – из-за участия в Либертадорес. Так что не удивительно, что футболист блистал в первой половине сезона, получая кучу комплиментов от местной и бразильской прессы несколько сдал во второй… Тем не менее, Эрнанес прекрасно вписался в «Лацио», превратившись в одного из лидеров, и в преддверии нового сезона ожидается, что, наконец-то, отдохнувший и набравший силы «Пророк» расправит свои крылья и воспарит в небо, как и полагается подлинному представителю «орлиной» команды.
А теперь пора Эрнанесу немного рассказать о себе самому…
- Вам нравится жить в Риме?
- Я счастлив. Я думал, что итальянцы слишком серьезные, холодные, жесткие (наверное, на эмигрантов из Европы в Сан-Паулу насмотрелся?), однако я выяснил на личном опыте, что различий с бразильцами не так и много. Моя жена Эрика сначала и слышать не хотела о переезде, о том, чтобы оставить Бразилию. Однако нас очень хорошо приняли, поэтому она изменила свое мнение.
- Что Вас больше всего поразило в городе?
- Исторические памятники под открытым небом. В школе я изучал историю древних римлян и их завоеваний, но мне не верилось, что так все и было на самом деле. Однако теперь я не могу не верить после всех этих месяцев в Риме – тут история витает в воздухе.
- А в людях?
- Прямота. Многие говорят в лицо то, что думают. А мне постоянно повторяют: «Эрнанес, забивай побольше!»
- А романисты как Вас обычно встречают? Ничего не говорят, делают комплименты, обзывают?
- По правде говоря, обзывают. А мой сосед по дому после дерби, которое они выиграли со счетом 2-0, поздоровался со мной, подняв вверх два пальца (Смеется).
- Чем отличается жизнь бразильской и итальянской команды?
- В «Сан-Паулу» бывало, что мы заезжали на базу за два дня до матча, даже если играли дома. В Италии я провожу больше времени с семьей. Потом в Бразилии, в отличие от Италии, редко бывает, чтобы одноклубники после тренировки ходили вместе поужинать.
- А на поле – итальянские футболисты более атлетические или более грубые, чем бразильские?
- И то, и другое. Тут чаще используют руки – чтобы толкнуть или схватить за футболку, а арбитры почти никогда не свистят в таких ситуациях.
- В первый день в Риме Вы были одеты, как Джон Траволта. Вы всегда так одеваетесь? Что Вам тогда сказали одноклубники?
- Насмехались надо мной… Правда, что я не одеваюсь так, как другие футболисты: предпочитаю классику, люблю носить костюмы, но без галстука. Однако в Италии меня приучили к тому, что можно надеть элегантные брюки и кроссовки, а раньше в таких случаях я носил только мокасины.
- О Вас говорят, как о простодушном парне, который с улыбкой реагирует на многочисленные шутки в свой адрес… Это вера придает Вам силы принимать все с христианским смирением или же у Вас такой характер от рождения?
- (Смеется) Не думайте, что я из тех, кто ходит и повторяет: «Прости их, Господи, ибо не ведают они, что творят!»
- Однако есть же что-то, что выводит Вас из себя?
- Насилие, физическое или ментальное, по отношению к детям. Когда кто-то разбазаривает талант. В плане денег: я терпеть не могу тех, кто зарабатывает миллионы и тратит на всякую ерунду. Если ты не умеешь распоряжаться деньгами, по крайней мере, потрать их на какое-то доброе дело.
- Ваша сила – в Библии. Это правда, что Вы читаете ее в автобусе по дороге на стадион?
- Нет, так же как и то, что мой отец пастор. Что касается Библии: нам всем нужно во что-то верить – в высшие силы или в науку. Благодаря научному прогрессу мы знаем гораздо больше, однако далеко не все. В то, что не было доказано экспериментально, в то, что еще точно неизвестно, приходится просто верить. И я верю в Библию.
- Потому что Вы испытываете потребность в духовности?
- Потому что в современном мире мы получаем тонны информации. Также у каждого есть своя правда, которую он старается внушить другим. Однако мы нуждаемся в уверенности, в точках опоры: я нахожу их в Библии. Только не забывайте, что Библия и религия – не одно и то же. Религия тебе говорит: приходи на мессу раз в неделю – и Бог будет тобой доволен. А я считаю, что этого недостаточно. Библия же – это все вместе: и вера, и любовь.
- Это такой камень в огород католической церкви?
- Я хочу сказать только то, что католическая церковь, как и любая другая, должна нести Божье Слово. Однако, как мы знаем, она делала много других вещей: боролась за власть, например. А власть – понятие временное и эфемерное.
- В Бразилии многие открыто говорят о своей религиозности. В Италии же – католической стране! – куда меньше людей делают это. Почему?
- Потому что у нас бедная страна, а где есть нищета, потребность в вере всегда выше. У вас гораздо больше суеверий, причем у людей весьма образованных: нельзя открывать зонтик в помещении, за столом нельзя передавать соль из рук в руки.
- Если партнер по команде или соперник ругается, Вы делаете вид, что ничего не происходит или же говорите что-то?
- Это непривычно для меня. В Бразилии я не слышал, чтобы футболисты так ругались на поле. Поскольку я не знаю, в чем причина столь широкого использования ненормативной лексики, я предпочитаю ничего не говорить по этому поводу.
- А что Вам нравится делать в свободное время?
- Учиться. Играть на гитаре и на фортепьяно. Сейчас еще и английским занялся. Моя страсть – открывать что-то новое.
- Кстати: как только Вы прибыли в Италию, казалось, что Вы отлично владеете нашим языком, хотя потом выяснилось, что это не совсем так.
- Я заучил наизусть тот текст, который должен был произнести.
И в этом весь Эрнанес: его серьезный подход к делу, его трудолюбие, его искренность…
Яна Дашковская, специально для “Calcio News“.