Эди Рейя и его последний шанс
В 65 лет, с разрешения Тремонти (министр экономики и финансов Италии – прим. Переводчика), люди обычно уходят на пенсию, и начинают заниматься любимыми делами, на которые предыдущие 45 лет им не хватало времени, уделять больше внимания внукам, семье. Но находятся и такие, как Эдуардо Рейя из Лючинико, который в свои 65 горит желанием начать новый этап в своей жизни и достичь тех вершин, которые ему не удалось покорить за всю свою карьеру, сначала в качестве игрока, а потом - тренера. Со стороны это кажется утопией, но Рейя верит, что это возможно. Ради этого, невзирая на свист и критику со стороны болельщиков, пусть и благодарных ему за спасение команды год назад, но все же не уважающих и не любящих его, он и согласился продолжить тренировать «Лацио». Мало бы кто поступил так на его месте, может, даже никто, но фриульский упрямец по имени Эдуардо Рейя, или просто Эди, не сомневался ни секунды.
Мало бы кто рискнул остаться назло всем, учитывая, сколько крепких узлов ему предстоит развязать и сколько непростых решений принять, таких, например, как избавление от двух важных игроков: Флокари и Мауро Сарате. Отношения между фриульским тренером и молодым талантом из Аэдо так и не наладились за все время их совместной работы. Личностные разногласия, несовместимость характеров, совершенно разные взгляды на жизнь и футбол между человеком, когда-то выступавшим в роли обычного исполнителя, обслуживавшего своих высококлассных партнеров, и тем, у кого класса не занимать и который не согласен становиться оловянным солдатиком, прессинговать соперника, владеющего мячом, или гоняться за приставленным к нему защитником. Можно сказать, что Мауро Сарате - как разведенный супруг, живущий в одном доме с бывшей супругой, которого терпят, но которому не оказывают никакой поддержки, потому что руководство «Лацио» не может позволить себе роскошь наблюдать, как с каждым днем все больше и больше обесценивается их имущество. Но в то же время, Сарате находится место на поле только тогда, когда по каким-то причинам отсутствуют футболисты основного состава. Он играет по мере необходимости, а не потому, что является незаменимым элементом в механизме игры команды. Рейя считает Мауро непозволительной роскошью, и не задумываясь пожертвовал бы им, принеси его уход достаточно денег в казну клуба для покупки исполнителей наподобие Варгаса и Лугано. В Риме это известно всем, поскольку добрый фриулец Рейя не считает необходимым скрывать от других свои чувства и мысли. Как по поводу Сарате, так и по поводу критики в свой адрес.
В прошлый четверг свист, раздавшийся с трибун, когда диктор по стадиону назвал его имя, обидел Рейу. Сильно обидел. Перемирие, заключенное между командой и тифози во время межсезонья, остается в силе для всех, кроме него, что и показала такая бурная реакция болельщиков. Услышав свист, Эдуардо Рейя понял, что у него есть единственная возможность избежать еще более беспощадной критики – побеждать. После летних приобретений, в новом сезоне фанаты уже не простят Рейе такой осечки, как в прошлом, не простят дерби, пусть и сыгранного на равных, но все же проигранного. Многие в Риме уже отметили в календаре красным карандашом день 16 октября – дату предстоящего дерби, в котором «Лацио» выступит в роли номинального хозяина. Результат этого поединка может определить дальнейшую судьбу Рейи в римском клубе.
И фриульский тренер это прекрасно понимает. Но не показывает вида, как и полагается, старательно готовясь к квалификации Лиги Европы и предшествующим дерби встречам. Однако он уже знает, что матч против «Ромы» станет своего рода водоразделом в отношениях между ним и болельщиками, и что только победа сможет погасить огонь страстей и заткнуть рот скептикам, критикующим каждый тактический ход, который он совершает. Такой, например, как назначение для Джибрила Сиссе роли крайнего нападающего на правом фланге в рамках схемы 4-2-3-1, которую Рейя, судя по всему, планирует активно использовать в предстоящем сезоне. Многие в этой перестановке увидели желание фриульского тренера использовать Сиссе в том же амплуа, в котором в прошлом сезоне он использовал Флоккари, отодвинув его на фланг, далеко от ворот и штрафной соперника с заданием прикрывать нападающих. В общем, он должен был выступать в роли форварда, когда команда владела мячом, и в роли первого защитника, как только команда мяч теряла. Достаточно было одной фразы «Сиссе нужно научиться работать на оборону», чтобы поднялся целый шквал критики. Рейя, на самом деле, имел в виду, что Сиссе, после того, как он играл против греческих защитников, придется быть готовым противостоять более сильной обороне. Однако все сразу сделали вывод, что Рейя хочет потребовать от Сиссе помогать защитникам. Один только этот факт говорит о том уровне недоверия, которое проявляют к тренеру «Лацио» болельщики и специалисты.
Против Рейи и его возраст: в 24 года, как сейчас Сарате, еще можно измениться к лучшему, а в 65 – уже поздно. Так думают все, или почти все, смотря на длиннейший послужной список Эди Рейи. Тренировав множество клубов за время своей карьеры, он не сумел выиграть с ними ни одного серьезного трофея, за исключением побед в Сериях B и С. В свои 65 Рейя, назло всем и всему, по-прежнему лелеет надежду завоевать первый значимый трофей в своей долгой карьере. Выиграть и уйти победителем – вот мечта фриульского тренера. И он понимает, что у него есть только один шанс, последняя возможность, которую дает ему судьба, чтобы изменить, казалось бы, уже написанный конец его романа. Ради достижения своей цели он почти маниакально готовится ко встрече со скромным македонским клубом «Работнички» 18-го августа. Он знает, насколько важно удачно стартовать, он хочет добиться результата абсолютно во всех турнирах в этом сезоне, сражаться на всех фронтах, не пренебрегая ни одним соревнованием, будь-то Кубок Италии, Лига Европы или чемпионат: для него это не имеет никакого значения – он должен выиграть хоть что-нибудь.
Что касается чемпионата, он понимает, что здесь будет цениться только третье место и выше; четвертое будет восприниматься как провал. Поэтому даже к матчам в Кубке Италии и Лиге Европе команда будет готовиться со всей серьезностью. Ради этого Рейя попросил хотя бы двух игроков одинакового уровня (или почти одинакового) в каждую линию, и получил, что хотел. Еще ему необходим полузащитник, а также защитник, чтобы полностью укомплектовать состав. Однако для нормальной работы требуется гармония внутри коллектива, без конфликтов и отвлекающих факторов. Но о какой гармонии может идти речь, когда в команде 30 с лишним футболистов, имеющих на руках контракт с клубом? И это количество может возрасти с приездом в Рим Каррисо.
Рейя знает, что должен двигаться только вверх, к вершине, но он не имеет права оступиться, потому что в случае неудачи именно его сделают козлом отпущения и отдадут на откуп фанатам и критикам. Вот почему он попросил, или, скорее, потребовал, чтобы руководство клуба помогло ему создать команду, наиболее сильную из тех, которые он тренировал по всей Италии за почти 30 лет своей карьеры. И руководство его просьбу удовлетворило. Однако невольно возникает вопрос: «Рейя, зачем? Кто заставлял тебя это делать?» Ответ, зная личность и железный характер тренера «Лацио», можно предугадать без труда: «Потому что всю свою жизнь я боролся, и буду это делать, пока у меня есть возможность осуществить мою мечту что-нибудь выиграть». И ради этого, возможно, Эди Рейя из Лучинико заслуживает уважения и этого последнего шанса.