Часть вторая
Первые столкновения
Благодаря вышеуказанным факторам слава асколани стала простираться по Италии, а их репутация сильно выросла в тифо-среде. Более того, они первыми сделали Асколи провинцией, с которой должны были считаться все приезжие! Многие ультрас-группы, приезжавшие в «Город ста башен» и слишком задиравшие нос, уезжали из Асколи со следами пробоин на своей башне.
Первыми на себе опробовали эти оплеухи в том памятном 1974 году флорентинцы. «Фиолетовые» приехали в большом количестве и стали задирать прохожих, на что незамедлительно ответили черно-белые. Они собрали бом в пару сотен борщей и попытались атаковать приезжих. К сожалению, фанатов Виолы было значительно больше, и они показали городишке, что такое серия А.
С того дня бьянконери объявили вендетту ультрас Тосканы, и потом успешно акционировали на враждебной земле Фиорентины. В этот раз встреча была полной противоположностью предыдущей. Беспорядки начались сразу по приезду асколани в город подонков. Подготовка к драке началась еще в пути, поэтому для флорентинцев стал большим сюрпризом град камней, палок, бутылок, а также ремни и кулаки разъяренной «деревенщины». Многие из ультрас Асколи, кто до сих пор не отошел от дел, порой вспоминают эту битву, как одну из самых значимых и успешных для SBN.
То же самое произошло и с романисти. Но красно-желтые избрали хитрую тактику: они постоянно приезжали в Асколи на шифре и тусили малыми группами, стараясь не попадать на глаза многочисленным бригадам бьянконери, которые патрулировали город с самого утра. Так продолжалось долгое время – аж до начала 90-х гг.! Постепенно поездки стали менее экстремальными, дома ультрас вели себя спокойнее, пошел рост дружеских настроений. В то же время SBN сохраняло уважение к большинству приезжих ультрас, оказывали им должный прием, и на выезде они действовали по принципу «Мы хотим, чтобы вы нас уважали, а если нет, то мы вас не боимся!» Т.е. никого не провоцировали, но в случае чего давали достойный отпор.
Организация курвы также росла, рос и качественный уровень поддержки. Постепенно шоу становилось все глобальнее, все больше и больше людей оказывалось вовлечено в тот красочный и незабываемый суппорт, который оказывали команде ультрас Асколи.
Первые «перевороты»
Как и все другие ультрас-группы Settembre переживали периоды депрессии. Чтобы быть точным, отмечу, что это случилось в конце 70-х – начале 80-х. В то время, как игроки Асколи на поле демонстрировали лучшее на что они способны и вписали примечательную страницу в историю своего клуба (достигли пятого места в Серии А и заслужили право выступить в кубке УЕФА), ситуация на курве была совершенно противоположной. Внутренний раздор, тяжелые обвинения, выдвигаемые друг против друга между старым и молодым поколениями, грозили серьезным расколом группе. По правде говоря тифозерия не исчезла на совсем – ведь SBN не была единственной группой на курве, – но ситуация грозила банде исчезновением. Баннер больше не вывешивался ни на домашках, ни на выездах, на подходе был и финансовый крах, т.к. больше собирать общак не представлялось возможным. Такая ситуация с различными злоключениями продлилась пару лет, после чего группа «самой решительной» молодежи не воспряла духом и не пришла к решительным переменам. Помимо прочих решений, способствовавших улучшению организации на курве, символичным выглядит решение порвать старый баннер на куски, а вместо него повесить новый.
«Восьмидесятые…»
Под флагом «ультрас-движения» Италия вошла в 1980-е, которые непременно запомнились участникам событий тех лет. То была пора чрезвычайно богатая на происшествия: от самых позитивных, до полных провалов. К этому времени очень четко наметилась карта расположения врагов и друзей (причем первых было значительно больше, чем вторых), а сама группа установила новые стандарты визуального перфоманса, хотя некоторые проблемы все же не исчезли. Как уже сказано, врагов было немеряно, поэтому столкновения с другими тифозериями были постоянными и многочисленными. Это было характерным для той поры: масса чрезвычайно романтичных и трогательных столкновений при полном отсутствии понятий «моб», «забивон», «ровно на ровно» и т.п. Бились все на все, кто сколько привез, чаще всего в центре города, через который пролегала дорога на стадион. Неоднократно подвергались массовым побоищам приезжие торсиды романисти, дженоани, фироентини, тернани, лациали и пр. Все это продолжалось до тех пор, пока в городе не открылись новый вокзал и транспортная магистраль, с которых можно было быстро и беспрепятственно попасть на стадион, избежав шествий по городу. Но несмотря на изменения в облике города, ситуация ненамного изменилась. Столкновения стали менее численными, но не менее яростными.
Самые крупные беспорядки случались, когда в город приезжали Рома, Сампдория, Фиорентина, Дженоа, Ювентус, Интер, Милан, Болонья... Так, например с ультрас Виолы все было решено заранее: мы здесь, вы там, вычисляем и месим... В Асколи обычно приезжало не так много ультрас, и тогда, в 1982-м, хозяева собрали достойный состав со всей курвы. Флорентийцы были крепко отоварены и отправлены в городской госпиталь Маццони. Справедливости ради отметим, что некоторые асколани тоже крепко получили по щщам различные степени тяжести, хоть и в целом праздновали победу. Во Флоренцию же бьянконери вывезли очень качественный состав, и когда местные попробовали пойти на конфликт, то быстро осеклись. То, как асколани организованно высыпали из автобусов и построились, чтобы защищать свои баннеры (тогда украсть баннер соперника в драке было гораздо круче, чем сейчас погнать вдвое превосходящий хардкор оппонента), навело ультрас Фиорентины на мрачные мысли. В итоге как таковой стычки не получилось – небольшой обмен ударами нескольких человек и «виоле» скрылись с места происшествия, хотя их и было в два раза больше. Однако, презентация мужества и организованности гостей из Асколи были выше всяких похвал и долго еще обсуждалось участниками в пабах и на трибунах.
Примерно в 83-84-м состоялась драка с торинисти, в которой был отбит и уничтожен прямо на глазах у врага баннер «Ultras Granata». Это был полный позор ультрас Торино и триумф бьянконери! Кроме того, знаменитые Brigate Rossonere также потеряли свой титульный стяг. Но самой хитовой акцией было выступление против дженоани, которые прибыли в Асколи в 300 рыл. Сначала их встретили возле гостевого сектора, и стороны немного пободались, впрочем кое-кому уже тогда серьезно досталось. Плюс к этому их нежно встретили на самих трибунах – прямо с решеток сорвали полотно «Fossa Grifoni» и сожгли на глазах у ошарашенных гостей, которые не смогли ничего предпринять, чтобы защитить свою реликвию! Это было самое большое унижение, которое только может испытать тифозерия. Тогда это было больше, чем унижение – «грифонов» просто смешали с говном...
В наши дни такого уже не встретишь, поскольку большинство «отвоеванных» полотен сохраняются как трофеи для демонстрации в дерби или по другим удобным случаям... Так случилось, например, с трофейным баннером «Inter club Cologno Monzese», отбитым у ультрас Интера в печально известной потасовке 1988 г. – этот баннер использовался потом как красная тряпка для раззадоривания черно-синих.
В начале 80-х асколани вообще довольно неплохо котировались. Пусть не всегда успешно они действовали на выезде, но дома не уступали почти никому. Это же подтверждают и бывалые участники SBN’74: «В те времена мы валили почти всех. Одни из немногих, которых мы вспоминали и вспоминаем с уважением были дориани (ультрас Сампдории – прим. krnr). Хотя мы всегда превосходили их в количестве, мы значительно уступали им в качестве. Они всегда предпочитали выступать перед нами с открытым лицом и чистыми руками, чем трусливо избегать схватки, либо быть позорно погнанными. Сколько бы их ни прибыло, столько же задавало нам перцу! Не бежал никто, это были настоящие фанатики своего дела, влюбленные в свои цвета без остатка! Настоящая группа, перед которой я преклоняюсь!»
Примерно с начала 80-х и до 1984 года проходило и становление братских отношений с Brigate Gialloblu Вероны. Эта дружба была порвана, когда небольшая группа веронези сначала не приняла протянутой руки, а потом и вовсе стала поносить асколани и провоцировать их на боевые действия. С тех самых пор отношения стали ухудшаться, пока стороны не посрались вконец. Вспомним в частности события матча Верона – Асколи, 1985 г. Тогда в древний город прибыло около 300 гостей, прибыв к стадио, первая группа числом около 100 заметила оппонентов. Они собирались возле своей желто-синей курвы и были настроены весьма решительно. Без долгих проволочек две банды сошлись в плотном стыке: в ход шли кулаки, ремни, все что находилось возле стадиона в тот момен. Беспорядки прекратились после прибытия усиленного наряда полиции. Но смелость и решительность SBN признали потом все лидеры Brigate. Другими постоянными оппонентами в то время были болоньези, которым часто доставалось на орехи. В целом можно заметить, что последующий вылет команды в серию B для многих стал вздохом облегчения....
Мы упустили здесь таких принципиальных соперников Асколи, как ультрас Самбенедеттезе, но это отдельная история, о которой может мы еще поведаем в какой-нибудь рубрике «Великие дерби».
«Черные страницы 1980-х»
В восьмидесятые годы также произошло несколько значительных для Settembre Bianconero происшествий, которые во многом определили ее историю и путь развития.
1986 год. При возвращении с дискотети в небольшом городке Центобучи неподалеку от Сан-Бенедетто, один из ультрас Самбенедеттезе, Джузеппе Томасетти, 21 год, встретился с несколькими бьянконери. Враги обменялись мнениями о футбольных клубах друг друга и после нескольких ударов Джузеппе упал, не подавая признаков жизни. Причиной смерти стало ножевое ранение...
1987 год. Год спустя в противостоянии Асколи и Фироентины ультрас от просто обычных столкновений перешли к жестоким. Один парень из виолы был обнаружен почти зарезанным неподалеку от домашнего сектора – Курва Норд. Несмотря на то, что он серьезно пострадал, врачам чудом удалось спасти ему жизнь и через несколько дней поставить на ноги.
Сентябрь 1988-го. Пока Асколи сливает Интеру 1:3, группа скинов из Милана атакует ультрас Асколи с Курва Зюд. Тогда это произошло очень неожиданно, нелогично, никто не был готов к такому повороту событий. В общем смятении поплатился жизнью Рено Филиппини... С ножевым ранением его доставили в госпиталь, после чего он умер, не выходя из комы...
Это был суровый удар, причем не только для своей группы, но для всей курвы, поскольку Рено знали все, он был одним из основателей «Сеттембре», ключевой фигурой. Этот эпизод стал одним из решающих для начала перемен в Итальянской Лиге: отмена «смешанных» секторов, размещение ультрас разных клубов на разных концах стадиона, тщательный контроль, чтобы группировки не могли пересечься в день игры, наконец «клетки» для ультрас (о которых мы так давно мечтаем...). Тотальный контроль за действиями ультрас стал наступать на горло суппорту. Разница между количеством фанов на выезде и дома стала заметна возрастать из-за падающего числа «выездных». На многих играх 1988-1991 бьянконери запрещали вывешивать баннер “Settembre” и лишь иногда им с трудом удавалось уговорить полицию согласиться на ”SBN”.
Все это происходило из-за нескольких убийств в Италии в конце 80-х, которые повлекли жесткие меры к причастным группам. Причем все равно трагические инциденты происходили и в дальнейшем.
Делать тифо-шоу на курве стало архисложной задачей, процесс претерпел радикальные изменения, но во многом эта ситуация предопределила один из важнейших выводов истории ультрас: всегда быть организованными... Быть в порядке, держать удар, помнить о единстве, сплотиться еще сильнее – все эти важные императивы очень часто забываются в «сытое» время. Лишь в череде испытаний познается истинность душевных стремлений. Лишь такие группы, как SBN’74 смогли преодолеть их, чтобы будущие поколения имели огромный багаж знаний и традиций ультрас своей бригады. Что и говорить, подавляющему большинству современных фанатов не знакомы такие явления, как многочасовое обсуждение шоу, субботняя подготовка материала, предматчевые приготовления и т.п. И что повергает меня в ужас – лишь единицам это вообще интересно! Возможно в будущих номерах NOVITA мы коснемся такой темы, как подготовка шоу на матче, а пока вернемся в Италию.
Репрессии и гонения на ультрас совпали с кризисом команды. Сезон 1991/92 стал последним для Асколи в Серии А. Команда вышла на старт сезона сильно ослабленной и с каждой игрой все больше и больше оправдывала ожидание вылета. Несмотря на это «Черный сентябрь» в неплохом количестве посещал все игры сезона. А во Флоренции они даже стали свидетелями солидарности ультрас-движения: сначала они поддержали местных фанатов, которые пострадали от действий полиции после драки на матче Фиорентина – Ювентус (многие тогда были задержаны и осуждены), а потом уже флорентийцы апплодировали асколани и их команде, которая, несомтря на красивую игру в этом матче, покидала высшую лигу итальянского футбола.
«Падение...»
Асколи попрощалось с Серией А и три года провело в Серии B. Первые два сезона новая местная звезда – Оливер Бирхофф – пытался вытянуть команду обратно, но всегда не хватало какой-то пары очков. А на третий год вместо этого случилось невероятное падение в Серию C, усугубленное еще одной трагедией. В декабре 1994 г. ушел в мир иной местный Президенте – Константино Роцци.
Наряду со смертью Рено, это стало самой траурной страницей в истории SBN. Президенте был настоящим, чистокровным асколанцем, решительным и упорным, непредсказуемым и любимым. В честь этого великого незабываемого человека сектор ультрас Асколи стал носить имя «Константино Роцци».
Что же до тифо-шоу, то такие чрезвычайные события не могли не сказаться на нем самым негативным образом. Вылет Асколи в Серию B поначалу означал небольшое снижении численности Settembre, выезжать в огромных количествах стало сложнее. Но бездарная игра команды в 1994-м привела к изменению самого характера перфоманса: на первый план выходит «подстегивание» своих любимцев. Ругань и угрозы имели эффект – клубу удавалось одерживать важные победы, но в конце концов изменить ситуацию не удалось. Через 23 года Асколи низвергнулся в глубины серии С...
Годы в Серии C
Первый год в Серии C1 стал многообещающим как для команды, так и для курвы. Команда играла ярко, успешно; страхи о том, что Курва Зюд превратится в болото были безосновательными. Тифозерия, напротив, пошла в гору: неплохие цифры фанаты показывали на выезде, перфоманс и дома, и в гостях стал ярче и громче чем даже в Серии B. Парадокс, но вылет в низший дивизион дал хорошего, крепкого пинка группе, и бьянконери поняли, что на зеленых полях низших лиг тоже идет буйная жизнь.
Однако этому не суждено было длиться долго. Команда к удивлению многих не смогла оправдать надежд, и перед ней даже замаячила пропасть Серии C2! Возможно постоянное расстройство привело к тому, что тифозерия впала в стагнацию, близок был кризис.
Этому помешали лишь многочисленные эпизоды беспорядков, особенно обострившихся у асколани во второй половине 90-х. Самым ярким моментом стал прорыв на поле Дель Дука на матче Асколи – Баттипальезе в 1997-м, в результате которого удалось серьезно навалять двум футболистам. Кроме того, в результате различных беспорядков стадион четырежды (!) дисквалифицировали, и команде приходилось играть в Рьети, Кьети и Мачерате.
Участились и «пересечения» с ультрас других клубов. В отсутствии значимых событий на полянах бьянконери переместили свое внимание за пределы стадиона. В оппонентах ходили как старые враги (Лечче, Тернана, Козенца), так и новые (Ночерина, Джульянова).
Боевой дух бьянконери остался прежним, но изменились времена, изменились ультрас. 1998-1999 годы стали периодом смены поколений: пришло много агрессивной молодежи, с новыми идеями, новым видением фанатизма.
Курва вернула себе былой великий вид! Опыт стариков и энтузиазм молодежи вместе дали новый сплав ультрас Асколи. Вернулись славные годы с огромными хореографиями, слаженностью действий тифози и шизой нон-стоп все 90 минут матча! На трибунах собирается в среднем по 10.000 зрителей и конечно пробиваются все выезда от Неаполя до Палермо.