Закончив с гонками на дезорианских пингвинах и отработкой бруталити на дедах морозах, доблестно расправилась с анонсированным "The Monstrumologist" Рика Янси.
Когда берешься за подростковые страшилки, волей-неволей ожидаешь ворох комических нелепостей в духе Эдика Успенского. Тех, что ленивыми вечерами мы травили на даче, рассевшись у костра. К моему ужасу, " Монстролог" именно так и начинался!
В одном черном-черном городе черной-черной ночью на порог черного-пречерного дома заваливается старый разоритель могил с грузом кадавров, запуская событийный триггер. "Внимание! По району катится гроб на колесиках! Девочка-девочка, он уже на твоей улице!". Тьфу ты - Уилл Генри! События подаются от лица этого смышленого паренька. Затем появляется эквивалент Хозяина Кладбища, Пиковой Дамы, Желтого Пятна.. Страшно? Не тут-то было! Ведь с нами Ван Хренсинг! Безголовое страховидло оперативно классифицируется (для чего подводится паранаучная база с источниками, от которых покраснел бы Бернард Эйвельманс), составляется план нейтрализации угрозы (естественно, никуда не годный), "опергруппа" выезжает на разборку (разумеется, в час наибольшей активности условного противника) и огребает по самое не балуйся. Ничего - US Navy тоже не сразу строился: хлебнули и Бухту Жемчуга, и Коррегидор, и Коралл Си. Текст изобилует описаниями, справками, экскурсами в прошлое, при этом на удивление легко читается. Кроме неплохого стиля, любопытного бестиария и прочего лора, главная удача Янси - запоминающиеся действующие лица, коих всего трое.
1. Пеллинор Уортроп. Доктор не пойми чего с большой буквы (правда без ТАРДИС). Непризнанное светило полулегальной дисциплины, чудак-трудоголик, ходячий набор фрейдизмов. Состояние отца позволяет ему заниматься любимым делом, не беспокоясь о добыче хлеба насущного. Хрясь - из воздуха появляется пачка купюр. Оставьте меня в покое! Внутри засохшего черствого печенья, как водится, таится личность тонкой душевной организации, до сих пор переживающая последствия полученной в детстве психотравмы. Для окружающих же от взбалмошного, "себе на уме" Доктора сплошные проблемы.
2. Уильям Генри. Ага, мальчик, который выжил. Впрочем, смерть родителей Билли не имеет ничего общего с ванильным расстрелом из фаллического предмета четы дурачков-волшебников Джеймса и Лили Поттер. Бррр, жуткая сцена. Пробрало. Парня по-настоящему жалко: имея такое за плечами, бедняга вынужден заботиться о тех, кому много легче, чем ему самому. Ещё и не получая никакой благодарности.
Доктор не зовет мальчонку иначе чем по ФИО, дабы подчеркнуть свое сугубо практичное отношение к подранку; беззастенчиво эксплуатирует, загоняет до полуобморочного состояния. Ассистент, лишняя пара рук - и ничего кроме. Образ ГГ откровенно удался. Малец не разводит сопли по пустякам, не демонстрирует неведомо откуда взявшиеся сверхспособности (разве что "теоретически обоснованное" долгожительство), не спасает день засчет громоздких роялей в кустах. В отличие от недавно обсуждаемого с Рамбауди "Лета ночи", дети у Янси и есть дети. Тем более - сироты. Тем более - в XIX-м веке. Маленькие забитые существа на птичьих правах. Куда им до истребителей нечисти или ниспровергателей тайных культов - отработать бы койкоместо и тарелку водянистой луковой похлебки. Билли прилежно выполняет всю черновую работу подмастерья, мотает на ус азы "профессии", во время боя отсиживается за спинами старших товарищей, иногда внося посильный вклад: провести разведку, добить раненого или больного монстрика. Порою его незамыленный взгляд приносит пользу там, где бессильна логика взрослых. В промежутках между лабораторной деятельностью и "вылазками в поле" прилежно гремит кастрюлями на кухне, стирает портки и горбатится со шваброй. Респект автору за такую стереотипизацию в хорошем смысле.
3. Джон Кернс. Старый "добрый друг" Доктора. Внешне - милашка Златопуст Локонс, по роду занятий - среднее арифметическое Беовульфа и педьмака Герванта, начинка - ближе к Лео Бонарту с Чикатило. Нигилист. Гениальный тактик. Охотник с тысячей имен. Форменный нелюдь, способный использовать ребёнка как приманку, похитить случайного человека для своих коварных целей, глазом не моргнув, расправиться со свидетелем - да и вообще с кем угодно. Впрочем, отрицая всякую мораль, собственную жизнь он ценит не выше других. Можно было бы выдвинуть гипотезу о том, что Кернс, насмотревшись в глаза чудовищ, не заметил, как стал одним из них. Но он сам же её отметает: людоедская натура проявлялась в будущем охотнике уже с младых ногтей. Очень сложный, искусно проработанный образ. Уверена на все сто, Янси ещё преподнесет нам не один сюрприз, связанный с таинственным британцем (чёрт возьми, неужели это очередной подкол в сторону мамаши Роулинг, особенно учитывая общую анти-поттерианскую канву романа?). Не удивлюсь, если в дальнейшем увидим его главным антагонистом и кровным врагом подросшего Уилла. Марку
Дьявола из Уайтчепел Кернса не выдержать ни одному монстру.
Да и сам автор - негодяй, вовсю использующий подлые приемы уличных толкачей. Словно заправский наркодилер малыми дозами "подсаживает" публику на свой продукт, заставляет страдать от бесконечной "воды" запутанных отношений Доктора с помощником в ожидании следующей порции драйва. То, что мастера пера подают намеками и полутонами, ремесленники вбивают в читательский лоб молотком бесконечных повторений. К сожалению, Янси из числа ремесленников. Но высшей гильдии. Когда количеству авторского снотворного позавидовал бы Сэндмен, когда хочется орать в голосину: "Ну хватит уже, разобрались!", поток сознания резко прерывается, и нам на голову сваливается такой вот смак:
- А остальные? Где остальные члены семьи?
- Двое в гостиной: его жена и самая младшая дочь, Сара, я полагаю. Еще один ребенок в холле. Четвертый — в спальне.
- И ребенок, который скрылся. А где же еще один? Не хватает еще одного ребенка.
- Нет, Уортроп, он здесь.
- Где?
- Он повсюду вокруг вас, - ответил констебль, и было слышно, что горло его сжал спазм. Раз подсекши рыбку, мечущую золотые икринки, Янси ее уже не отпустит. Наш ответ судовому журналу "Деметры" Стокера или ударный финал с традиционным походом в "логово матери Гренделя" проглатываются одним залпом и не содержат ни единого стоп-кадра. Киношность происходящего просто зашкаливает. Все хотят пролезть на экран. Простим и отсутствие должной интриги. Это невозможно - особенно, когда сам Уилл Генри беззастенчиво спойлерит)) Невероятным образом интерес к происходящему сохраняется.
Ладно скроенное, идеально причесанное произведение, заточенное на коммерческий успех. Здесь все на своём месте, ничто не раздражает - разве что присутствующая в прологе навязчивая самореклама трилогии Альфреда Кроппа. По большому счету, в "Монстрологе" мне не хватило запоминающихся женских образов. Не считать же таковым трупак девушки, которая за одну ночь после смерти претерпела больше приключений, чем за все 16 лет своей добродетельной жизни? XD Текущая асексуальность героев вполне объяснима: один полностью заморочен на работе, другой - допубертатный малек, третий общается с противоположным полом исключительно посредством острых режущих предметов. Надеюсь, по мере появления у Билли вторичных половых признаков, в романах проклюнется хоть какая-то романтическая линия - она бы тут не помешала для общей разрядки. Можно было бы еще разнообразить экосистему Новой Англии, не зацикливаясь только на одном конкретном виде - тем паче, что парочка глав не содержат в себе сюжетного движения, являя лишь пустопорожние эскапады самокопаний. И зачем это постоянное употребление имен нарицательных с большой буквы? Бесчисленное "Антропофаг", "Антропофаги" здорово режет глаз. Это же не греко-латинские термины по кладбищам бегают, а "оболтавшиеся" таксоны, наверное. Такое чувство, автор вычитал умное словечко у Плиния и ужасно этим гордится. Несерьёзно.
Несмотря на данное критическое отступление, заметила полное отсутствие желания расставаться с циклом. Впереди ещё три маленьких томика; буду максимально растягивать удовольствие. Но вряд ли когда-нибудь повторно обращусь к этим книгам - избавив их от решенных загадок и мистической шелухи, больше не находишь ничего занятного. Общая беда всего околодетективного сегмента литературы: досконально зная ответы "12 негритят" или "Пестрой ленты", сложно отыскать мотивацию для повторного прочтения. Идея? Посыл романа? Явно напрашивающийся сравнительный анализ "Монстры, созданные природой vs Монстры, выросшие из человеческих пороков" пока не слишком ярко прорисован. Для полного погружения краски на этом холсте обязательно должны быть разведены кровью самих героев и их друзей. Хотя не стоит загадывать и делать глобальные выводы. Это только аперитив. Впереди охота на Вендиго.