Доброе утро, Прованс! Видно, скучаешь без нас? (с)
Симон де Монфор, предводитель зашкаливающего в своей кровавости крестового похода против христиан (!) Лангедока. "Печальная история братьев Гроссбарт" давненько меня заинтересовала своей тематикой и положительными отзывами профильных изданий, но в русской версии доходила неприлично долго. Переваривание же английского текста явно затянулось бы, минимум, на неделю, когда под рукой едва ли парочка свободных вечеров. Впрочем, уже зная с кем имею дело, никаких иллюзий не питала. Годом раньше познакомилась с творчеством Джесса Буллингтона по циклу The Crimson Empire. Довольно яркий моргано/скалло/флетчерообразный представитель новой волны dark fantasy: повальная бисексуальность персонажей, насекотики - насекомые-наркотики, цветущая чернуха, герои - паноптикум стареющих подонков, выброшенных на обочину жизни, древнее высокотехнологичное зло, нескончаемая вереница предательств и убийств. Стандартный набор подражателя, желающего перещеголять корифеев не остротой пера, а лишь густотой чернил.
Изначально не хотела затрагивать тему исторической достоверности в художественном произведении. Но коли Рамбауди поднял вопрос - напишу. Благо г-н Буллингтон сам подставился, разместив в конце своей книги библиографический список длиною с пресловутую бороду Манфрида. Разумеется, не стоило ждать, что автор будет утруждать себя глубокими изысканиями, изучая профильные работы и монографии. Куда проще встретить живую девственницу в бирюлевском ПТУ чем глыбу эрудиции вроде Сапковского с Эко, перелопачивающих источники на куче языков, в среде англоязычных писателей фэнтези.
Джесс задействовал более чем поверхностный научпоп - все, что нашлось под рукой, - от легенького чтива, пускай и написанного прекрасным языком Барбары Такман (имхо, "A Distant Mirror: The Calamitous 14th Century" в качестве ознакомительного пособия не уступает знаменитым "Пушкам августа") до откровенной коммерческой хряпы типа "Тамерлана" Мароцци, полного просто ужасающих искажений вроде сорока тысяч тяжелой кавалерии деспота Сербии Лазаревича в Ангорской битве или миллионного населения средневекового Табриза - за такие ляпсусы гражданина живьем освежевали бы на любой кафедре истфака. Разве что прекрасная "La guerre de Cent ans" Филиппа Контамина выбивается из общего печального ряда - не только must have всех интересующихся военным делом Средневековья, но и краеугольный обобщающий труд авторитетного французского олдскул-медиевиста, плотнейшим образом сотрудничавшего с "Анналами". До сих пор лучший в своем роде. Ну и парочка современных творений британских профессоров, добротно излагающих основы предмета, не содержат вредной отсебятины. Впрочем, капля меда в бочке фекалий не особо помогла - мадам Достоверность, все равно, вышла покурить на балкон, да, видно, и свалилась с него.
Теперь собственно о художественной составляющей романа. Уже с порога Джесс потчует нас самым настоящим средневековым сплаттерпанком: кишки, мясцо, мерзкие трансформации, ведьмы и демоны, разбитые судьбы, живописные ландшафты, драйвовый экшен, торжествующее зло и насилие. Просто восторг. Все это перемежается пространными диалогами о Боге и праведности - у ублюдков Гроссбарт имеется собственная, весьма оригинальная религиозная доктрина)) Исполнение психологических портретов вообще стоит похвалить отдельно. Убийства, кражи, поджоги для братьев вполне оправданы - ведь абсолютно каждый, кто не отвечает стандартам их "веры", непременно попадает под категорию еретиков, против которых хороши любые методы. Уместен и приснопамятный призыв аббата Амори: убивайте всех - Господь распознает своих. На этом фоне изысканным гротеском выглядит трепетное отношение этих без пяти минут серийных маньяков к Деве Марии и своей водоплавающей "даме сердца")) Настоящее Средневековье - лишь любовь усмиряет ярость первобытных душ.
Greensleeves was all my joy,
Greensleeves was my delight..
В особо динамичные моменты схваток и погонь в голове прокручивалась "1648" Sabaton, во время ночевки в дьявольском лесу - треки из альбома "Grimm Tales" Nox Arcana. Словом, визуализация тоже удалась на славу.
Достоверно прорисованы метастазы раннего местечкового национализма большого Христианского мира за многие столетия до оформления наций в политическом смысле. Истые тевтоны Гроссбарты не доверяют испанцам, ворчат на венецианцев, путают греков с арабами. Квинтессенция книги прочерчивает рубеж ядерной фантасмагорией с "дорожными Папами" - тут хохотала до колик в боку. На этом бы можно и закончить. Ибо по прибытии наших приключенцев в пункт назначения, все кроваво-зажигательное благолепие мигом утопает в водовороте банальности и скуки. Дальнейшие линии выполнены на порядок халтурнее, откровенно схематично и пунктирно. Компания неделями заседает в каких-то комнатах: что-то пьют, кого-то бьют.. Следуя худшим традициям киноверсии ИП, большой переполох в маленькой Венеции с непременным Deus ex Machina сменяется скоростным телепортом в далекий Гипет и совсем уж нелепым в своей мэри-сьюшности нильским вояжем. Ситуацию слегка спасет до блеска логичная концовка, идеальная в своей садистско-справедливой иронии.
Geschlagen ziehen wir nach Haus, heia hoho,
Uns're Enkel fechten's besser aus, heia hoho.
В итоге мы имеем достаточно стильную и в то же время пустую вещицу. Скорее не треш - очевидное хулиганство, литературная игра. Никаких братьев Большебородов, династии расхитителей гробниц, разумеется, никогда не существовало. Вещица одноразового пользования под стать туалетной бумаге, на которой она выпущена) Признаюсь, только это и остановило меня от покупки книги на физическом носителе - обошлась цифровой лицензией (чтобы отплатить за труд замечательному переводчику "Малазана" Лихтенштейну). Хотя местами было весьма весело, и свою пайку удовольствия я получила =))