Аквапланирование
- эффект при котором машина теряет сцепление с полотном трассы из-за большого количества воды, при этом протектор покрышки не успевает вытеснить чрезмерное количество воды из-под колеса в следствии чего пятно касания покрышки с полотном резко уменьшается.
Активная подвеска
- пpогpаммно-аппаpатный комплекс, управляющий дорожным просветом в процессе движения автомобиля с помощью гидравлических приводов, встроенных в подвеску. Это упpощает упpавление (pеакция на pуле меньше зависит от неpовностей тpассы), увеличивает безопасность и пpижимную силу.
Алебарда (или леденец)
- длинный шест, который держит механик во время пит-стопа перед гонщиком с надписью стоп и на обратной стороне 1-я передача
Андерстир
- болид вошел в поворот медленнее, чем того хотел пилот.
Антикрыло
- важный элемент аэродинамики гоночного болида. В полной противоположности с крыльями самолета (что следует из названия) обеспечивают не подъемную, а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью.
Апекс
- ближайшая точка нахождения болида в повороте к внутренней кромке трассы.
Аэродинамика
- наука о силах, действующих на обтекаемое газом тело. Применительно к Формуле-1 - одна из главных наук, используемых при проектировании болидов. Конструктор, проектируя болид, пытается добиться компромисса, между аэродинамическим сопротивлением болида и прижимной силой. Также нельзя забывать про охлаждение двигателя. Воздуха, попадающего в двигатель должно быть достаточно для того чтобы двигатель не "задыхался" на медленных трассах, но не слишком много, чтобы не ухудшать аэродинамическое сопротивление.
Аэродинамическая труба
- установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид, для исследований в области аэродинамики болида.
Аэродинамический мешок
- разряженный поток воздуха от впереди идущего болида в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении.
Б
Балласт
- дополнительный вес, который располагается в любой части болида для дополнения веса до 600 кг.
Беруши
- наушники для радиосвязи.
Бокс (Паддок)
- гараж команды Формулы-1. Помещеннния, расположенные на пит-лейне, в которых во время Гран-При храниться все оборудование команд
Болид
- гоночный автомобиль Формулы-1.
"Большой шлем"
- выигранная квалификация, гонка, поставленный быстрый круг и лидирование от старта до финиша.
Быстрый круг
- самый лучший круг поставленный гонщиком во время гонки.
Воздухазаборник
- специальное отверстие, служащее для забора воздуха для охлаждения двигателя. Так же существуют воздухозаборики для охлаждения тормозов.
Ворм-ап (Warm-up)
- тренировочная сессия.
В
Водяной радиатор
- служит для охлаждения воды, которая выполняет функцию охлаждения двигателя.
Внешний радиус
- траектория, проходящая ближе к внешней кромке поворота.
Внутренний радиус
- траектория, проходящая ближе к внутренней кромке поворота.
Выхлопные коллекторы
- служат для отвода выхлопных газов из двигателя.
Г
Гравийная ловушка
- находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы.
Гран-при
- в буквальном переводе - большой приз. Название этапа чемпионата в классе Формула-1.
Граунд-эффект
- явление возникновения дополнительной прижимной силы болида к тpассе. Эффект достигается с помощью определенной формы днища болида, за счет которой между днищем и трассой создается разреженное пространство, которое увеличивает прижимную силу. Граунд-эффект вызывает существенное увеличение скоpости пpохождения повоpотов.Причиной запрещения ФИА применения граунд-эффекта послужило большое количество тяжелых аварий в гонках Формулы-1 в первой половине 80-х годов. Это объясняется тем, что на высоких скоростях в экстремальных ситуациях: при авариях, выездах с трассы и т.п. эффект прижимающей силы мгновенно пропадает и гоночный автомобиль становился абсолютно неуправляемым.
Грип
- Сцепление с дорогой. Чем лучше шины держат болид на трассе, тем лучше грип.
Грязная траектория
- часть трассы вне накатанной траектории движения болидов.
Д
Двигатель
- "Сердце" машины, которое, кроме того служит и продолжением ее "позвоночника". Десять цилиндров, три литра рабочего объема, более 800 лошадиных сил и примерно 40 - 50 кг топлива на 100 км. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава, коленвал стальной, шатуны из титана. За минуту может выдать свыше 18000 оборотов.
Дефлектор
- аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборникам.
Днище и дифузор
- обеспечивают до 40% прижимной силы.
Доска скольжения
- доска, применяемая для контроля минимального дорожного просвета, от нее отсчитывают все вертикальные размеры автомобиля.
Дождевая резина
- резина для дождевой гонки со специальным рисунком протектора.
Дозаправка
- Во время гонки болиды заезжают на пит-стоп, чтобы пополнить запасы горючего. Одновременно производится и замена резины.
Дубль
- две машины из одной команды пришедшие на двух первых местах.
Дуга безопасности
- дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы.
З
Забрало
- стекло шлема закрывающее лицо гонщика.
Закрытый парк
- помещение для содержания всех болидов после второй квалификационной сессии до последующей гонки.
К
Квалификация
- часовая сессия во время которой пилоты могут проехать 1 быстрый круг. Лучший круг идет в зачет. На стартовом поле перед гонкой пилоты располагаются в соответствии с результатами, показанными в квалификации. В отличие от многих других гонок в современной Формуле-1 за победу в квалификации дополнительных очков не дают.
Кокпит
- кабина пилота Формулы-1. Кокпит - это компромисс между безопасностью и комфортом. Пилоту должно быть максимально удобно, ведь кокпит очень тесен, а находиться там приходится не один час. При аварии кокпит должен максимально оберегать пилота.
Контроль тяги
- система, которая позволяет избегать пробуксовки ведущих колес при чрезмерной подаче топлива.
Контролируемый занос
- прохождение поворота в раллийном стиле со срывом всех колес при котором пилот полностью контролирует движение болида.
Классификация
- список всех пилотов, финишировавших в гонке, а также не отставших от лидера больше чем на 5 кругов.
Клиренс
- просвет между полотном трассы и днищем болида.
Комиссар
- человек, следящий во время Гран-При за исполнением правил FIA.
Круговой
- пилот, которого обгоняют на круг и более.
Крэш-тест
- тест для проверки прочности частей болида в соответствии с техническим регламентом.
Л
Лаунч-контроль
- система оптимизации старта. Служит для уверенного срыва с места без пробуксовки.
М
Механик
- человек, выполняющий определенную функцию во время пит-стопа, тестов, ремонта машины и т.д.
Мокрая резина
- шины для мокрых трасс. При высыхании трассы изнашиваются очень быстро, а потому в таких случаях их следует менять на слики.
Монокок
- посадочное место пилота.
Моторхоум
- так называемый передвижной "дом на колесах" в котором во время гонки проживают гонщики и персонал команды.
О
Обтекатель
- важный элемент аэродинамики, служащий для более гладкого обтекания воздушного потока.
Отбойник
- ограждение из стальной ленты, препятствующее вылету болида с трассы.
Оуверстир
- болид вошел в поворот на слишком высокой скорости.
"Очковая зона"
- зона в которой гонщик получает очки по окончанию гонки. По новым правилам это места с 1-го по 8-е.
П
Пелетон
- все болиды.
Переднее (заднее) антикрыло
- элемент аэродинамики, служащий для создания прижимной силы.
Пилот
- гонщик Формулы-1.
Пит-лэйн
- участок трассы, по которой болиды подъезжают к боксам. По пит-лэйн нельзя передвигаться быстрее, чем с установленной скоростью (обычно 80 км/ч). Нарушивший это правило получает 10-секундный штраф.
Пит-стоп
- заезд и остановка гонщика в боксах для смены резины и дозаправки. Правильно спланированная тактика пит-стопов является неотъемлемой частью успешного выступления в гонке.
Поворачиваемость избыточная
- эффект, во время которого колеса автомобиля поворачивают на больший угол чем задается рулем.
Поворачиваемочть недостаточная
- эффект, во время которого колеса автомобиля поворачивают на меньший угол чем задается рулем.
Поворачиваемость нейтральная
- эффект, во время которого колеса автомобиля поворачивают на такой же угол, какой задается рулем.
Понтон
- расположен за передними колесами, служит для устойчивости машины в повороте.
Поребрик
- полосатый бордюр по внешнему либо внутреннему радиусу поворота.
Подголовник
- служит для опоры головы, выполняет защитные функции, охватывая шею гонщика с боков.
Поул-позиция
- по результатам квалификации определяется порядок, в котором пилоты уходят со старта. Позиция первого пилота называется поул.
Пресс-конференция
- общение пилотов с журналистами.
Прогревочный круг
- непосредственно перед стартом пилоты делают один круг, чтобы прогреть покрышки. Обгоны на прогревочном круге запрещены. Перед ним и после его окончания болиды выстраиваются на стартовом поле согласно результатам квалификации. Если старт был отложен, прогревочный круг повторяют, а общую длину дистанции сокращают на один круг.
Протектор
- рисунок на поверхности резины.
Прижимная сила
- на высокой скорости аэродинамика болида напоминает перевернутое крыло самолета. Встречный поток воздуха прижимает болид к трассе, при этом прижимающая сила достигает 4G.
Псевдослик
- резина с рисунком протектора.
Пэйс-кар (сэфити-кар)
- машина безопасности, которая двигается перед пелетоном (основной группой гонщиков) в случае приостановки гонки.
Р
Регламент
- список утвержденных FIA правил.
Рестарт
- повторный старт гонки.
Резина
- шины.
Рулевой колесо
- собственно руль в гоночном болиде на котором располагаются необходимые кнопки для связи с боксами, подачи питьевой воды пилоту, баланса тормозного усилия, а также закрепленный с обратной стороны рычаги переключения передач.
С
Свободная практика
- заезды в рамках гран-при, во время которых пилотам предоставляется возможность попрактиковаться и настроить болиды для квалификации.
Слики
- шины с гладкой и липкой поверхностью, предназначенные для сухих трасс. Обеспечивают максимальное сцепление колес с дорогой. В 1998 году запрещены правилами.
Срыв заднего моста - срыв задних колес болида при котором пилоту приходить "ловить" машину.
Стартовая решетка
- разметка на полотне трассы где пилоты занимают места соответственно своим результатам в квалификации.
Стоп-энд-гоу (Stop-&-Go)
- наказание в размере 10-ти секундного простоя на пит-лейн без права дозаправки и замены резины.
Стюард
- персонал, служащий для быстрого эвакуирования сошедших болидов и для предупреждения пилотов флагами о происшествиях на трассе.
Судейская вышка
- вышка, расположенная на финишной лини, на которой располагается главный судья гонки.
Т
Телеметрия
- передача по радио из болида в боксы информации о работе двигателя , подвески и т. п.
Тестер (тест-пилот)
- пилот, занимающийся тестовой работой в команде и при возможности заменяющий травмированного основного пилота (по решению команды).
Технически регламент
- список жестких ограничений, которым должны соответствовать все болиды. Малейшее нарушение карается жесткими наказаниями.
Траектория
- собственно, путь по которому движется болид.
Трэкшн-контроль
- система распределения крутящего момента задних колес за счет понижения оборотов двигателя, препятствующая пробуксовки в поворотах.
Турбулентность
- поток воздуха позади болида, который очень плохо влияет на аэродинамику болида, идущего сзади на достаточно близком расстоянии. Заметно ухудшается его прижимная сила, что может печально отразиться на эффективности управления.
У
Установочный круг
- круг на котором болиды, выезжая из боксов, занимают свои места на стартовой решетке соответственно своим результатам в квалификации.
Ф
ФИА
- Международная автомобильная федерация.
Флаги - это своего рода дорожные знаки на трассе Формулы-1. С помощью флагов гонщику передается необходимая информация.
Зеленый флаг - показывается перед стартом.
Красный флаг - прекращение гонки, все пилоты должны вернуться на стартовое поле или в боксы.
Синий флаг - показывается пилотам, к которым приближаются быстрейшие, обгоняющие их на круг.
Белый флаг - говорит гонщику, что болид, едущий впереди, движется с опасно медленной скоростью.
Желтый флаг - обозначает опасность на трассе, обгоны запрещены, следует снизить скорость.
Полосатый желто-красный флаг - говорит о том, что трасса залита маслом или начинается дождь.
Черный флаг - вместе со стартовым номером гонщика заставляет его заехать в боксы, остановить болид и выйти из него. Непослушание карается крайне серьезными штрафами.
Клетчатый флаг - гонка закончена.
Х
Хэд-трик
- выигранная квалификация, выигранная гонка, поставленный быстрый круг.
Ш
Шикана
- поворот.
Штаб-квартира
- база команды где проводятся все исследования и разработки новых шасси, двигателей, комплектующих и т.д.
Э
Элерон
- аэродинамический элемент.
Эска
- S-образный поворот.