Письмо пришло из Челябинска. Без подписи и обратного адреса. Вполне возможно, кто-то из начинающих литераторов решил помистифицировать редакцию и теперь с нетерпением ждет, что их этой затеи выйдет.
Мы решили предложить его послание вашему вниманию: мысли анонимного корреспондента того заслуживают.
Если примете все всерьез - Бога ради, отговаривать не собираемся. Воспримете просто как беллетристику - думается, тоже не разочаруетесь.
Мир вам, да продлятся ваши дни под этим солнцем. Не знаю, зачем адресую это вам, да и зачем пишу вообще. Видимо, это воля Провидения. Может быть, мне просто станет легче, если я выскажусь хоть кому-нибудь.
Я сильно рискую, отправляя это письмо. Можно сказать, подписываю себе смертный приговор. Но мое состояние уже таково, что я стал равнодушен к смерти. Наверное, я просто слишком устал. Ave, Caesar, morituri te salutant!
Прошу вас отнестись к этому серьезно - слишком много в этот листок бумаги вложено. Я буду пользоваться общеупотребительными терминами, хотя мы называем все эти вещи по-другому. Так вам будет проще.
На мысль написать вам меня натолкнули те объявления, что регулярно печатаются в конце вашей газеты. В них наивные простаки просят научить их искусству магии, обещая быть "прилежными учениками" и т.д.
Мне не хотелось бы, чтобы у людей сложилось мнение о магии как о легкой дороге к счастью и могуществу. Поймите, этот мир устроен так, что в нем ничто не дается даром. Некоторое время я находился в размышлении, как лучше довести это до вашего сознания, и пришел к выводу, что лучшего довода, чем моя собственная история, не найти.
Мой учитель нашел меня, когда мне было 13 лет. Как раз в то время, когда происходит становление человека, когда он определяет свой дальнейший путь, зачастую сам не ведая об этом. После 2-3 несложных тестов он понял, что я ему подхожу. Он почему-то внушал мне доверие, потом я понял, почему. Мне не хватало цели, которой я бы мог посвятить себя, к которой стоило бы приложить мои способности. Такой целью стало желание овладеть всем тем, что учитель показал мне в начале обучения. Я отдавал самосовершенствованию в этом плане все свое свободное время. Лучшего ученика, вероятно, трудно было бы найти.
Основу магии составляют ее Законы, которые надлежит выполнять всем магам независимо от происхождения, цветовой принадлежности и уровня мастерства. Третий Закон гласит: никто из магов, никогда, нигде, ни под каким видом не должен открывать себя кому бы то ни было. Отсюда простая истина: все те, кто во всеуслышание заявляет о том, что они-де колдуны и маги, на самом деле не являются таковыми. Потому что наказание за нарушение любого из Законов - смерть, а иногда и кое-что похуже. Исключение из Третьего Закона составляют лишь комбинации учитель-ученик и маг-маг. Но второе бывает редко - за исключением особых случаев, мы предпочитаем не общаться между собой...
Стержень прикладного аспекта магии - заклинания. Это длинные, не имеющие смысла ни на одном земном языке словосочетания. Никто из нас не знает, каков механизм их действия. Но факт, что эти звуки оказывают совершенно определенное влияние на реальные веди. Некоторые из заклинаний эффективны лишь в определенный момент времени - время года, расположение планет, часть суток, или же в том или ином месте. Иногда необходимо принять определенную позу, чаще всего сложить в хитрую фигуру пальцы. Неправильное произнесение текста заклинания чревато. В лучшем случае оно просто не сработает, в худшем последствия бывают ужасными. Считается, что заклинания - остатки некой легендарной Древней Речи, но еще никому, кроме меня, не удавалось отыскать в них закономерности, даже с использованием современной вычислительной техники. Несколько смельчаков, попытавшихся составить и произнести свои тексты, плохо кончили. Один из них был мой учитель...
Таким образом, квалификация мага в значительной степени зависит от того, насколько много он знает заклинаний и насколько быстро он ориентируется в возможности их применения. Это я усвоил быстро. И зубрил до обморока, пока не натренировал свою память.
Чем дольше я занимался магией, тем больше замечал за собой странностей. Некоторые из них были приятны: на физкультуре я без труда стал обгонять спортсменов-одноклассников, ничуть не запыхаясь при этом. Мелкие ссадины и царапины заживали на мне мгновенно. По желанию мог долго не спать, оставаясь при этом бодрым. Как-то раз сунул голову в воду и засек время. Когда почувствовал первые признаки удушья, вылез и посмотрел на часы - шла шестая минута... А по-настоящему поверил в себя, когда упал с четвертого этажа и отделался парой ушибов.
Однако стали возникать и проблемы. Я стал плохо выносить прямой солнечный свет и жару. Однажды мы с компанией одноклассников решили пойти в православную церковь. Чем ближе мы подходили, тем хуже я себя чувствовал. Накатили головная боль, тошнота, внезапная слабость. Стало трудно дышать, каждый сустав жгло и выворачивало. Чем ближе мы подходили, тем хуже мне становилось. А когда свет с одного из крестов, ярко вспыхнув, ослепил меня, я с хрипом закричал от непонятного ужаса, повернулся и побежал...
И - зеркала. Я перестал отражаться в них. Мне приходилось постоянно избегать их, а они подстерегали меня всюду: дома, в магазинах, в примерочных, на школьных стенах, везде! Это просто был кошмар. Мне некуда было от них деться.
Неудивительно, что я с особым рвением постигал искусство построения иллюзий. Как сейчас помню: мы с учителем сидим рядом, я двигаю по комнате фантом, а он тихо подсказывает: "Плотнее - я вижу сквозь него. Не забывай - звук, цвет, запах, осязание, вкус... Так... Тень, ты забыл тень! Стоп, я опять сквозь него вижу - не теряй концентрации". И так изо дня в день, но зато вскоре я свободно проходил мимо зеркал, краем глаза гордо наблюдая свое отражение, которое являлось чисто плодом моих стараний.
Впоследствии я настолько натренировался, что мне ничего не стоило двигать одновременно несколько фантомов сразу.
И с церквами я тоже разобрался. Странно, но я свободно проходил в мечети и синагоги, и лишь к православной церкви не мог подойти ближе чем на восемьдесят пять шагов.
Первый раз по-настоящему я применил свои знания так. В нашем классе был один отвратительный тип, который постоянно доводил меня. С 6-го по 10-й класс, каждый учебный день. Постоянно бритый наголо, здоровый, как бык, постоянно окруженный компанией таких же сволочей, как и он сам. С приближением выпускного вечера я узнал, что он намерен на нем сделать мне какую-то особенную гадость. Дожидаться я этого не стал. Мне удалось достать несколько волос с его головы, а также некоторые другие ингредиенты. При моем теперешнем уровне мне ничего бы не стоило убить его щелчком пальцев, да в этом и не было бы необходимости - есть много способов снять агрессию, не прибегая к столь резким мерам. Но тогда я этого не знал, а кроме того, меня обуревало бешенство. Самым трудным делом было достать кровь девственницы, вообще достать кровь всегда трудно. Я решил эту проблему, чуть порезав руку спящей младшей сестры.
И вот, погрузив обе руки в отвратительное на вид, ощущение и запах варево, изо всех сил стараясь не сбиться, я прочитал одно из немногих известных мне тогда заклинаний, приносящих смертельный вред. Когда закончил, то пот стекал у меня ручейками по лицу, а ощущения были, как после дня хорошей работы. До такой степени я боялся ошибиться.
На следующий день он в школу не пришел. И на следующий. Это был кайф - не ожидать все время внезапной подлости. А потом нам с прискорбием сообщили, что наш одноклассник безвременно скончался от сердечного приступа. Полагаю, никто не сожалел о нем, все вздохнули свободней, даже его дружки. Я мог гордиться делом рук своих.
Одно лишь омрачало мой успех - как отнесется к этому учитель? Я ожидал нагоняя, осуждения, словом - отрицательной реакции. Однако он лишь как-то особенно пристально посмотрел не меня своими ледяными, ничего не выражающими глазами и сказал только: "Хорошая работа. Однако ты использовал слишком сложную форму. Давай разберем, как это можно было сделать быстрее, проще и лучше". И мы разобрали. В мире, как выяснилось, известно не менее нескольких десятков способов убийства, и это еще по идее не предел.
Что же касается глаз, то они у всех магов такие - пустые, холодные, ничего не выражающие. Это профессиональная черта. По глазам при нужных навыках можно читать все, вплоть до затаенных мыслей. Поэтому важно, чтобы в них ничего нельзя было прочесть. Особенно это важно в сапиене - поединке мага один на один с собратом по ремеслу. Такое хоть и редко, но случается. Один из последних разделов, которые я усваивал под руководством учителя, был именно сапиен. На тренировке это выглядит так: двое сидят друг против друга, один начинает говорить заклинание, имеющее целью отправить другого в мир иной. Задача второго: определить заклинание до его окончания и, произнеся отражающее, самому перейти в атаку. Не раз я опрокидывался навзничь, хватая ртом воздух, с хлещущей из носа кровью, а учитель медленно цедил: "Плохо. Давай еще раз". Было трудно, но зато потом мне это ой как пригодилось. Тяжело в учении - тяжело в бою, зато остаешься живой. Non licet in bello bis peccare...
На практике же это куда жестче - заклинания произносятся мысленно и очень быстро, угадать их нужно по глазам, а ставка в поединке не расквашенный нос, а жизнь...
Время шло. Я закончил школу, поступил в вуз. Проблем не было - я извлекал ответы на вопросы из голов самих господ экзаменаторов. С однокурсниками не сошелся, да и в школе у меня товарищей не было. Наконец однажды в сапиене я переиграл учителя и сбил его на пол. И тогда он сказал мне: "Ты готов к последнему уроку". И вечером, при свечах, в таинственной и торжественной обстановке учитель произнес слова, которые не забываются, примерно следующее: "Я многому научил тебя - даже большему, чем собирался. Но все это составляет поверхностный уровень истинной магии. Сейчас я передам в твои руки немногие из Великих Заклинаний, что знаю сам: Превращения, Отражения и другие. Но помни:
Ты не должен изменять ни одного камня, ни одной песчинки, пока не узнаешь наверняка всех последствий своих действий, хороших и плохих. Все находится в равновесии. Человек, обладающий способностью Превращения и Создания, может нарушить это равновесие. Эта сила опасна, очень опасна. Ее применение требует больших знаний. Ею можно пользоваться только в случае крайней необходимости. Ведь свет отбрасывает тень..."
И я запомнил их - две сотни слов, большинство из которых так никогда и не произнес. Превращение и Создание, вызывание духов и обращение к Невидимому и многое другое, чему нет аналога в обычном языке.
"Прощай, - сказал он затем. - До остального дойдешь сам, дальше - твоя Дорога... Я больше не нужен тебе". Когда я попытался возразить, он остановил меня движением руки и, глядя не на меня, а куда-то в мою сторону, сказал тихо и твердо: "Не возомни чего-нибудь насчет привязанности. Я абсолютно равнодушен к тебе. Я занимался с тобой только потому, что таков Четвертый Закон", - и поднялся. Поднялся и я. "Дайхард..." - сказал он и исчез. "Дайхард", - почти беззвучно откликнулся я, но его уже не было. Больше я его никогда не видел.
Кстати, маги так всегда прощаются: "дайхард". По-английски это значит что-то вроде "умри тяжело". Но, полагаю, здесь иной смысл. Может быть, это даже и слово Древней Речи. У него много смыслов: и "пока", и "умри", а еще это слово обозначает число 729.
С одной стороны, после ухода учителя я испытал сильный дискомфорт: теперь приходилось надеяться только на себя, никто не стоял рядом, готовый помочь, перехватить заклинание на себя. Некому стало подстраховать меня от Безымянных тварей, норовящих пролезть в наш мир при каждом сворачивающем пространство заклинании...
Но, с другой стороны, мне была дана полная свобода. Никто и не контролировал меня. Неоткуда было ждать помощи, но неоткуда и осуждения. Власть развращает - но я противился этому изо всех сил. Забавлялся как мог. Помню, одним из любимых развлечений было, будучи невидимым, расхаживать по улицам и устраивать детские шалости вроде сбивания шляп или прицепления на спину какому-нибудь солидному мэну котенка сзади на пальто. Бросил я это занятие, когда меня сбил "КамАЗ" - нельзя винить водителя, я же был невидим, а он так ничего и не заметил, так, тряхнуло машину - и все. Я захрипел, завыл, теряя сознание от боли, катясь по асфальту, и тут меня еще переехала какая-то легковушка. В общем, пока я добрался до тротуара, меня еще пару раз здорово задели, я уже не видел, кто, - из-за застилавшей глаза крови. Пришлось провести несколько ужасных минут, которые показались мне вечностью, пока регенерировались ткани рта и я смог помочь парой слов своей живучести. Валяясь потом в жару дома, я зарекся от подобных забав и действительно оставил их.
Родители мои, прекрасные и милые люди, не догадывались о моих знаниях. А после того урока я и вообще стал старательно избегать привлекать внимание к себе, стал тише и скромнее, изо всех сил скрывая свой интеллект и силу от окружающих. Иногда это было очень сложно - топтаться вместе со всеми вокруг сложной задачи, ясно видя 5-6 способов ее решения, некоторые из которых неизвестны самому профессору.
(Продолжение следует).
Зато я нашел другое увлечение - девушки. Мои сокурсники мучились, не зная, как закадрить девицу, а на мне они просто висели гирляндами. Это было несложно с технической точки зрения, тем более я никогда не пользовался такими грубыми приемами, как привораживание или замыкание системы обмена реципиента на себя. Все было куда проще, если знать кое-что по теории Внушения Доверия. Но однажды я нарвался на матрикат, и одного раза мне хватило, чтобы потом обходить за милю любую подозрительную девицу.
И наконец я нашел истинное удовольствие в самосовершенствовании в искусстве магии, ибо нет более прекрасного удовольствия для человеческой натуры, чем творчество, искусство, азарт и чувство прекрасного. Развитой натуры, естественно.
Тот, кто считает, что можно быть магом и не знать математики, думает неверно. Мне пришлось проштудировать великое множество книг по высшей математике и прикладной астрономии. Нужно всегда производить расчеты самому, не доверяя всем этим астрономическим календарям - в них всегда полно ошибок, из-за которых действие заклинания может быть прямо противоположным. Я это надежно запомнил... после одного случая.
Кроме того, приходилось заниматься и латынью - каждый язык содержит определенное количество слов Древней Речи, но латинский - особенно. Затем пришлось расширить свои познания в области анатомии, биологии вообще, физики, химии и многих других наук. Мне катастрофически не хватало элементарных знаний, приходилось горько жалеть, что в школе упустил время. И еще приходилось все это наверстывать.
Ad cogitantum et agendum homo natus est, и это воистину так. Иногда целыми днями, жмурясь, я просиживал на природе, вертя в руках какой-нибудь цветок, пытаясь проникнуть в его тайну, узнать его подлинное имя. Если знать подлинное имя предмета или человека, то власть над ним во много раз усиливается. Обычно это дело нескольких часов или дней, если речь идет об обычном человеке. И это практически невозможно, если этот человек - маг. Подлинное имя мага знают только трое - он сам, его учитель и Невидимый. Последнего можно не считать, значит, остаются двое...
Я колесил по стране в поисках новых знаний, правдой и неправдой добывая их. Встречался со многими магами, и узнавал все новое - где в обмен на свое, а где силой, обманом или другим путем. Кое до чего доходил сам. Случались, конечно, и накладки, но редко. Тем не менее на спине у меня шрамы, которые не свести никаким заклинанием, а правый глаз мне приходилось уже раза два восстанавливать.
Знания лежат везде - подходи и бери, нужно только увидеть. У одной деревенской бабки я нашел заклинание Трелистника, слова которого были составными частями бессмысленного текста на русском языке. Она лечила им вздутие у телок - ну, это все равно, что забивать микроскопом гвозди, не представляла себе ни Законов, ни Правил. Вопиющее невежество.
Пару раз имел дело с людьми, не имеющими никакого понятия о магии, но с прекрасными, прямо-таки распирающими способностями к ней. Один из них, невысокий лысоватый человечек с водянистыми глазами, по профессии, кстати, страж порядка, то бишь милиционер, когда хотел чего-то добиться от человека, участливо спрашивал: "Что, родной, сердечко не болит?" И только родной раскрывал рот, чтобы послать доброжелателя подальше, как неожиданно замечал, что ему что-то очень больно в груди, слева, так что дыхнуть прямо страшно, и, как правило, сразу со всем соглашался. Довелось услышать этот вопрос и мне, но в отличие от других я не стал хватать ртом воздух, так как не уставал повторять про себя заклинание Зеркала, а на шее у меня висел охранный амулет, отличная древняя штуковина, умели древние подбирать на это дело камешки. Искусство, которое сейчас почти совсем утеряно. Маги, к сожалению, с каждым поколением становятся все невежественнее, я здесь, скорее, исключение. А как я добыл этот амулет - отдельная история, поведаю в другой раз как-нибудь...
Встречался и с личностями с колоссальным самомнением, которые, зная первые четыре Закона, азы простейших направлений и пару-тройку приемов средней сложности, мнили себя чуть ли не владыками Вселенной. Таких я, как правило, оставлял в их наивном заблуждении... если они охотно делились со мной своими скудными познаниями. Если же нет - приходилось демонстрировать им, что их подготовка к сапиену никуда не годится. Тогда, после короткого, но бесцеремонного, а потому эффективного сеанса, они, как правило, выкладывали, что знали, как на исповеди... Семь слов, известных как Излом Сустава, развязывали языки даже заржавелым от шрамов таежным дедам. Я вовсе не был излишне жестоким - с умными людьми я всегда договаривался. Но и ангелом, как понятно, не был тоже - меня пытались убить, и я убивал, без сантиментов. Мне стоило некоторых усилий не поддаться соблазну полностью перейти на силовой метод разговора, более простой и быстрый. Впоследствии я научился извлекать нужную мне информацию, не прибегая к подобным методам.
Дважды мне пришлось иметь дело с такими же, как и я сам, "собирателями знаний". С одним мы расстались, как лучшие друзья, после получаса взаимно бесплодных упражнений, а второй оставил мне те самые шрамы - пришлось мне испробовать Излом на себе, да... Тот парень был хорош, но вот не знал, что такое Черная Ладонь, и это стоило ему его места под этим солнцем. Короче, я отправил его к праотцам.