Godless/Забытые Богом (traduttore - traditore, блин).
Сериал дошел до меня где-то полгода назад - абсолютно случайно, по наводке одного знакомого киномана. Изначальная реакция была примерно такой: "Фуууу, опять вестерн - чего мы там не видели?". Едва не забросила его в пользу повторного просмотра раскрученной пустышки "Tабу" (может со второго раза уловила бы "гениальную" задумку авторов - должно же там быть еще что-то кроме небритой харизмы Тома Харди?). А зря. Эта куросавщина в шкуре Клинта Иствуда хотя и имеет все атрибуты жанра - от дуэли на узкой дорожке до ограбления поезда - скорее гибрид брутального "Дэдвуда" с японскими медитативными картинами, чем очередная ковбойщина про крутых парней с большими пушками.
Хрустя панировочной корочкой вездесущего глянца, на сцену выходит испитый до донышка Дикий Запад - опасное пограничье в глухой заднице мира, где еще совсем недавно брали дань скальпами размалеванные пайюты. События вращаются вокруг крошечного городка с говорящим названием "Ла Белль" - обиталища сотни вдов, чьи мужья единовременно погибли при возгорании на угольной шахте; хищной компании, желающей поглотить этот лакомый кусочек; обособленного поселения угрюмых "служилых" негров - ветеранов войны с шайеннами - взявших судьбу в собственные руки, ни грамма не доверяющих своим белым "освободителям"; неклишированного шерифа - ранее великого стрелка, ныне же -рефлексирующего отца-одиночки, стремительно теряющего зрение; гориллообразной сестры шерифа - после кончины супруга-майора окончательно превратившейся в него самого вплоть до ношения одежды покойного и сексуальных привычек; миллионерши-эксгибиционистки, разгуливающей по округе в костюме Годивы; забавного парнишки с двумя увесистыми аргументами 45-го калибра; бесчисленных разноязыких изгнанников, бросивших привычный быт ради туманной мечты и всех-всех-всех.
Жажда наживы, темное прошлое, ревность, расовые предрассудки.. Маленькие люди, которых терзают такие же маленькие демоны. Захлопнутые души и открытые всем ветрам пространства. По которым, словно дыхание чумы, проносится банда Гриффина - пророка хаоса и разрушения в обличье седобородого дедушки-одуванчика, разыскивающего беглого приемного сына. Порою под циничной маской самого яркого персонажа Godless проглядывает настоящее отчаяние. Каждым мерзким поступком старик словно вопрошает: "Зачем вы позволяете это с собой делать?! Вот моя жизнь - заберите, если сможете!" Сразу захотелось узнать, как он пришел к такой поведенческой парадигме. Ответ мы получим в одном из монологов, которые "проповедник" частенько ведет с самим собой. В свое время семья Гриффина стала жертвой территориального геноцида мормонов (вероятно, пресловутой Mountain Meadows massacre). С мальчиком же фанатики сотворили худшее из возможного - взяли на воспитание. В сегодняшней психологии это назвали бы идентификацей с агрессором.
Жертв расправ Гриффина жалко, да не слишком. Особенно после эпизода со смертельно больной девушкой, посвятившей свои последние дни уходу за такими же неизлечимыми страдальцами. Добропорядочные горожане за милю обходили стороной приют умирающих от оспы, предпочитая делать вид, что его не существует вовсе. Кровавый безумец Гриффин - единственный, кто оказал несчастным хоть какую-то помощь и проявил своего рода милосердие. А ведь все местные что-то созидают, кого-то любят, зачем-то рожают детей, тянутся к заветным ценностям, пускай и не на уровне ритуала. Просто высший порядок не удосужил окрестности своим присутствием. Колонисты пришли в эти дикие места раньше своих богов - оттого и godless. Здесь эмоции сдержаны, радость подавлена, даже редкие любовные сцены какие-то печальные и безысходно-гнетущие. С остальным же - полная акуна матата.
And don't forget the girls of La Belle,
They will send you riding straight into hell. Залюбовавшись высотами операторской работы, майнридовскими картинами объездки мустангов, нехитрыми уроками возмужания - иначе не могу сказать - кайфовым саундреком, теряешь саму повествовательную нить. Не ждите обилия лихих экшен-сцен: масштабная перестрелка ровно одна - зато какая! Отдельные нелогичные, немного раздражающие моменты вроде проститутки, скопившей огромное состояние, или единственного прилично одетого человека, естественно, оказавшегося местным Эпиальтом, выглядят разве что лишней порцией масла в каше. Сериал не слишком реалистичен - он убедителен. Протагониста Роя Гуда (
если рыщут за твоею непокорной головой, ага) зовут старинный долг крови и штормовые облака на горизонте. Он не хочет оседать на ранчо, становиться отцом ребенка Элис, несмотря на то, что замкнутый, угрюмый мальчик-метис ему нравится. Кадры короткого прощания со сломавшей ногу лошадью будут потяжелее убийства многих людей-таракашек. Даже вид до зубов вооруженных учительниц, продавщиц, художниц предстает не очередным заигрыванием с фемсообществом, а чем-то донельзя знакомым. Наверное, подобное было в деревнях и поселках одного недалекого государства после опустошительной войны. Не по форме - по духу. С поправкой на безвластие и равноправие по Кольту.
Идейно-завершенное созерцательное кино с элементами драмы и боевика, где пейзажи Фронтира выступают метафорическим отображением бескрайних далей и уродливых расщелин человеческих сердец. Подумалось, доведись вдруг кому-нибудь скрестить сюжеты Godless с антуражем наших колымско-магаданских приисков начала XX века - получился бы депрессивный фимоз гипоталамуса. А тут, несмотря на общее горьковатое послевкусие, гибель одних героев и разошедшиеся дороги героев других, отчетливо сквозит оптимизм. Умеют же. Неожиданно приятная находка на фоне многочисленных неудач куда более громких проектов 17-18.
https://www.youtube.com/watch?v=4H7PZ7ajf08