28 Октября один из черных дней в Истории Лацио,именно в этот день 30 лет назад во время Римского дерби был убит болельщик Лацио Винченцо Папарелли вот кусочек этой истории.
28 октября 1979 года казалось самым обычным днем, хоть и немного сумбурным из-за приближающегося римского дерби. Болельщики, как обычно, подтягивались к стадиону, несли свои баннеры, растяжки, барабаны, готовясь к предстоящему шоу. Был среди них и Винченцо Папарелли, 33-летний муж Ванды и отец двух мальчиков, старшему из которых исполнилось восемь.
Как всегда, тифози севера и юга обменялись уколами. Курва Сюд вывесила плакат о Лучано Ре Чеккони, над которым любила поиздеваться в свете его нелепой гибели. Лациали тоже в долгу не остались: «Прости, свин, что я обозвал тебя романистом!» Всё шло своим чередом до определенного момента. Слово очевидцу:
«Мы сидели и разговаривали, когда что-то выстрелило, и всё вокруг окуталось дымом. Легкий испуг постепенно перешел в уверенность, что произошло нечто действительно ужасное. Ракета попала в одного из зрителей в каких-то двадцати метрах от нас, красный свет от нее слепил нам глаза. Кто-то убегал, пронзительно крича, кто-то рыдал, кто-то рвался отомстить… Моей первой мыслью было убежать, спустившись по лестнице, которая вела на площадку перед Курвой Норд. На ступеньке сидела девушка лет восемнадцати и плакала. Ей ранило в руку. Я отдал ей свою розу, чтобы как-то остановить кровь.
Примерно в этот момент на Курву Норд полетела еще одна ракета и там взорвалась. Я проводил девушку к карете «Скорой помощи». Я пытался мыслить настолько разумно, насколько мне позволял адреналин, бушующий в крови. Всех охватило желание отомстить. Я возвратился на трибуну, чтобы вооружиться куском лавки, вырванной с корнем. Увидел, что и другие последовали моему примеру. Потом снова пошел на площадь, где находилось приблизительно три с половиной тысячи человек, вооруженных чем попало и готовых к мести. Тем временем по радио объявили о смерти Винченцо Папарелли. С Курвы Сюд звучали жуткие слова: «На одного меньше!.. Нас намного больше…»
Винченцо Папарелли ел бутерброд с яичницей, когда ракета попала ему в левый глаз. Жена пыталась вытащить ее, но лишь обожгла руку. Доктор, обследовавший его после, заявил, что даже на войне не видел такой ужасной раны. Брат Винченцо, услышав обо всем случившемся, обвинил во всем себя - именно он одолжил погибшему свой билет на матч и в тот день должен был быть на его месте.
На следующий день был провозглашен национальный траур. Организовали пышные похороны, на которых присутствовали президент, тренер и игроки «Лацио» и молодежка «Ромы», потому что основной команде нужно было готовиться к кубковым баталиям. Футболисты «Лацио» усиленно собирали деньги для помощи семье.
Убийцу тоже, в конце концов, нашли и посадили. Ходят слухи, что пока Джованни Фьорилло был в бегах, он каждый день названивал брату Винченцо и молил о прощении. Его простили, но простил ли он себя сам? Фьорилло умер в 1993 году от передозировки наркотиков.
Даже сейчас, через столько лет, на стенах города можно встретить надписи: «Папарелли, мы за тебя отомстим», «Винченцо, мы тебя не забудем»… Ультрас «Лацио» добились, чтобы на Курве Норд повесили табличку в память о Папарелли. На каждую годовщину они вывешивают огромный плакат в честь своего товарища, проходят шествия… Однако всё это тлен. Чтобы понять эту простую истину, достаточно послушать Габриэле, сына Винченцо:
«Папарелли многие воспринимают как символ, а не как реального человека. Но ведь у этого человека была жизнь, и ее разрушили, как разрушили и мою жизнь, жизнь моей матери, братьев папы. Я рос без отца с восьми лет. И если вы думаете, что мне приятно говорить о моей жизни, то ошибаетесь. Я просто хочу, чтобы люди поняли, что значит такое пережить. Думаю, это важно».